Новости – Общество
Общество
Сибирский велорикша
Первая велорикша в Омске. Фото из личного архива.
Омский школьник собрал повозки, работал на них три лета, а теперь продает бизнес
30 июня, 2016 08:07
8 мин
Выпускник школы в Омске выставил на продажу несколько велорикш, на которых несколько лет подрабатывал в местном парке. Корреспондент «Русской планеты» узнала у предпринимателя, как он создал развлекательный бизнес и почему решил продавать его на пике популярности.
– Меня зовут Женя, — просто представился хозяин рикш. — Я с 6 лет работаю. Нет, не потому что надо — родители всегда нормально зарабатывали, а интересно было. Можно купить себе что-то необязательное — новый плеер или телефон, за свои. А потом стало интересно не просто самому денег заработать, а интересным способом, открыть что-то свое.
С первого класса Евгений возвращался с бабушкиной дачи с несколькими банками клубники, собранной со своих грядок, позже юный делец перешел на дикую землянику с лесных полян. Ягоды он продавал в городе. Говорит, что самый большой куш сорвал, когда за раз продал 34 литровые банки.
– У трассы стоять? Нет, даже за пределы своего микрорайона выходить не пришлось — сарафанное радио сработало, — вспоминает Женя. — Но это все равно был заработок нестабильный и нерегулярный. Только летом и в основном по выходным. Потом я пошел мыть машины на мойку, курьером работал. Но работа тяжелая, а нас, «мелких», всякий раз норовили надуть и заплатить меньше обещанного. Дольше всего задержался на аттракционах. Мне нравилось, что атмосфера там праздничная, у большинства хорошее настроение, многие еще «на радостях» сверху платили. Но на «дядю» работать мне надоело. Все время обдумывал, что бы такое замутить, чтоб и не требовало больших сумм сразу, и пользовалось спросом. Батут надувной или машинки мне, конечно, было не потянуть.
Как-то раз Женя с родителями съездил во Вьетнам, где рикши оказались более востребованным транспортом, нежели такси, и загорелся идеей привезти в Омск что-то похожее.
– Бегающих на своих двоих «таксистов» там уже давно нет, их сменили велорикши. На некоторых из них водители по старинке сами крутят педали, но на многих уже появился моторчик. Я решил перенять именно «старинный» вариант. Я ведь не перевозками решил заняться, а чисто развлекательным бизнесом — катать в пределах парка, — признается собеседник.
Школьник с помощью отца спроектировал первую рикшу и отправил заказ на детали на один из заводов Екатеринбурга.
– Через месяц мне прислали все детали, еще полмесяца мы собирали рикшу в гараже, шлифовали их. Пришлось менять кое-что в амортизации транспорта, иначе слишком жестко рикша вела себя на ухабистых парковых тропах. Вместе со всеми доработками первая рикша обошлась мне в 27 тыс. рублей. Я сэкономил на работе: собирать помогал отец, тент сшила мама. Еще мы с отцом сделали подсветку, но уже позже, когда стало понятно, что темнеет в августе достаточно рано, а народ еще гуляет в парке, — рассказывает юный предприниматель.
Это не единственное, что Жене пришлось дорабатывать: первая рикша была только с одним двухместным сиденьем, что нравилось далеко не всем пассажирам.
– Многие хотели сесть парочкой, а места уже не было. Приходилось отдавать рикшу «покататься» без услуг водителя, надеясь на порядочность омичей и гостей города, — поясняет владелец маленького ИП. — Однажды мне не повезло: парень укатил на рикше дальше положенного, а потом и вовсе «потерялся». После, конечно, угнанную рикшу нашли, все-таки это не машина — так просто не продашь, угоняют только чтобы побаловаться, а потом бросают где придется. Умом я это понимал, но всю ночь, пока не нашли мою рикшу, переживал — вдруг хулиганы сломают. В тот раз обошлось, но другие велоповозки я проектировал уже иначе.
Евгений из Омска планирует открыть свое дело в Москве. Фото из личного архива.
Евгений из Омска планирует открыть свое дело в Москве. Фото из личного архива.
Следующие рикши уже с двумя рядами сидений школьник заказал буквально на второе лето. За пять месяцев паркового «сезона» ему удалось с лихвой заработать на две новые повозки.
– За полчаса катания сначала я просил 130 рублей. Сейчас из-за падения рубля цены пришлось повысить — 200 рублей за полчаса. Конечно, понадобилось оформить бизнес, но не на меня, я еще несовершеннолетний — на маму. Со всеми налогами и тратами на ремонт или новый тент я заработал почти 100 тыс. рублей. Согласитесь, для подростка очень неплохо, — рассуждает Женя. — На второй сезон уже пришлось нанимать работников, сам на три рикши я не разорвусь. Тут-то и начались новые сложности: на такую развлекательную работу нужен человек ловкий, коммуникабельный и разговорчивый. Как оказалось, самые прыткие пацанята не очень честны на руку, а, может, это у меня так совпало. В общем, один раз мой «водитель» скрылся с выручкой за два дня. А другой — попытался угнать велорикшу спустя неделю довольно хорошей работы.
В итоге школьник ввел несколько непреложных правил: выручку после каждого рабочего дня он лично собирал с каждого водителя. Также с тех пор Женя стал официально заключать договор с каждым водителем, внося его паспортные данные, а также все возможные контакты — место жительства, учебы. Кроме того, юный предприниматель стал искать сотрудников в основном среди друзей, стараясь не нанимать людей по объявлениям, без рекомендации знакомых.
– С тех пор дело пошло, прежних проколов не было. Что может сорвать день? Ну, дождь пошел. Или просто плохая пасмурная погода. В будни катаются, конечно, на порядок меньше, чем в выходные. А в праздники и вовсе делается выручка в десятки раз больше будничной, — делится омич. — Хорошо «делают кассу» компании: например, если повстречаешь свадьбу или прогулку со дня рождения. Выпившие клиенты — нет, это часто лишняя нервотрепка: денег больше все равно не дадут — у нас же тариф, а нервы попортить могут. Бесплатно? Ну, разве что бабушку с тяжелыми сумками прокачу. А детворе только дай повод: одно время катал беспризорников местных, так они повадились всей толпой приходить. Как тут заработаешь?! Пришлось эту благотворительность прекратить.
По словам Жени, в случае конфликта могут помочь полицейские, дежурящие около парка.
– Первый месяц я работал просто так, не знал даже, что с парком договор заключить надо. Я ведь как думал: владелец батута платит за землю аренду, но я-то не занимаю определенного участка, мобильный же бизнес. Оказалось, нет, все равно нужно оформлять договор, — признается школьник. — Своим работникам плачу немного, зависит от количества прогулок — порядка 15 тыс. в месяц каждый из них получает. Ну, так и работа только по вечерам. И не сказать, чтобы сильно тяжелая — многим в кайф покрутить педали. Я до сих пор выкатываю иногда свою первую рикшу, где клиент сам «педалит», и она пользуется спросом.
Сейчас у омича в наличии уже четыре велорикши. Окупаемость бизнеса собеседник оценил примерно в 50% от вложенного.
– Получается в итоге хорошая такая средняя зарплата омича. Конечно, не предел мечтаний, но мне важно было попробовать открыть дело самому. Если нужен доход больше, нужно и велопарк расширять, а у меня пока нет такого в планах, — признается Евгений.
Недавний школьник собрался уезжать из города, поэтому сейчас распродает велорикши — по цене чуть дороже потраченного. Сначала Женя объяснил, что переезжать в Москву решил из-за того, что хочет поступить учиться «в Бауманку на инженера». Но позже признался, что продолжит предпринимательскую деятельность.
– У нас бизнес за бизнесом закрывается. А если что-то новое и появляется — это стандарт, ничего, чего не было бы, к примеру, в Москве, омичи первыми не делают, — объясняет выпускник. — К тем же рикшам они целое лето привыкали, только на второй сезон появился нормальный спрос, который отбил все первоначальные вложения. В Москве же любят все новое, нестандартное, там проще предложить рынку какой-нибудь новаторский бизнес. Плюс объемы — у нас даже сеть не может развиться больше чем на десяток магазинов. Дальше — все, потолок. А у меня планы большие и объемные. Поэтому Москва. Мама говорит, что потом все равно вернусь. Посмотрим, может и так.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости