Новости – Общество
Общество
Хор Белецкого
Фото: Петр Ковалев/Интерпресс/ТАСС
Омский изобретатель за год преподает детям и взрослым семилетнюю программу по пению и игре на фортепиано
4 марта, 2016 21:13
8 мин
Учитель музыки из Омска Сергей Белецкий изобрел принцип количественного соответствия имен и звуков — так называемый хроморяд. Благодаря его методике, и дети, и взрослые быстро осваивают ноты, обучаются пению и уже на первом занятии могут сыграть несложную композицию на фортепиано. «Хроморяд Белецкого» получил в 2003 году Российский патент № 2121717. Евразийский патент № 002697 Сергей Белецкий получил за методику обучения на основе изобретения.
Сегодня у Сергея Белецкого уже более 400 учеников в возрасте от 12 до 80 лет.
– Слуха не может не быть у здоровых людей, — уверен Сергей Белецкий. — Другое дело, что его надо развивать — учить петь, понимать классику так же, как учат в школе читать и понимать литературные произведения. У китайцев, корейцев, японцев — абсолютный слух. Потому что их языки тонально-интонационные: слова в зависимости от звучания имеют разные значения. Музыкальность формируется вместе с речью, с овладением голосом. Чем лучше интонирует человек — тем выразительнее говорит. У нас в России же считается, что слух — это что-то редкое, дар Божий. На самом деле, как именно влияет музыка на организм, никто еще не изучил. То, что человек, ее любящий и ценящий, начинает чувствовать тоньше, неоспоримо. Но ведь это еще и мощное лекарство для организма. Вот сейчас многие врачи, целители разрабатывают свои системы дыхания. А ведь в царской системе это решалось проще — в приходских школах было по 4 обязательных хоровых занятия в неделю! В своих воспоминаниях Федор Шаляпин рассказывал, как возница удивился, когда в ответ на вопрос, чем барин занимается, он ответил: «Пою». «Мы все поем, а делаешь-то что?» — засмеялся кучер. Ведь и в самом деле — вся страна пела: в хорах, в церквях, на вечорках, на гуляньях. Мой наставник из омского музыкального училища им. Шебалина, Валентин Кузнецов, в советское время организовал в райцентре хор в тысячу человек! Сейчас в школах осталась одна теория. В моде соло, даже на эстраде хор стал редкостью. Я не против индивидуальности, но ведь медицина давно доказала, что пение улучшает работу легких, помогает кровообращению, повышает защиту от стрессов.
Больше всего слух портится, по мнению Белецкого, как раз в музыкальной школе. Вокалу и игре на инструментах учат на разных отделениях, хотя именно голос и запускает органы слуха. Человеку, который умеет петь, легче овладеть фортепиано. Но хуже всего, по его мнению, что немногие выпускники действительно любят музыку: по его наблюдениям, лишь 1–2% выбирают ее своей профессией.
– Устают за годы учебы, которая превращается в каторгу, — объясняет Сергей Белецкий. — Традиционно обучение начинается с нотной грамоты, которая, строго говоря, представляет собой шифр. И очень непростой при этом: нот — семь, звуков — 12, их названия не соответствуют друг другу. Например, нота Ре может быть в пяти «лицах», разных только по высоте: Ре, Ре бемоль, Ре дубль бемоль, Ре диез, Ре дубль диез. Этот «код» надо зубрить, причем, опираясь на зрение, а значит, вообще исключая слух! Примерно также заставлять говорить глухого, вынуждая заучивать буквы и слоги, которых он никогда не слышал. В итоге музыканты чаще всего способны читать нотную грамоту, но не могут воспроизводить мелодии на слух.
Учить музыке надо так же, как азбуке, понял Белецкий, и перевернул весь процесс. Белецкий не менял основную систему, но, кроме названий белых клавиш, ввел имена для черных, обозначающих полутона — ту, мо, зу, ло, цу.
Выучить теперь нужно только одно — расположение клавиш. Нетрудно, учитывая, что их 12. Ученики Сергея Белецкого, впрочем, начинают сразу с практики — усаживаются за инструмент, распевая, к примеру — «До-мо со-мо фа-мо-ре со-фа до…», что в переводе на песенный язык означает «Не слышны в саду даже шорохи…»
К концу первого занятия ученик может не только сыграть песню самостоятельно, но и сочинить свою! Только набрав музыкальный запас, он начнет осваивать тональности и нотную графику. Если захочет, конечно — музыкальная наука необходима профессионалам, а для того, чтобы радовать близких творчеством, достаточно «Хроморяда». Петь после системы упражнений Белецкого могут все, включая тех, у кого прежде «не было голоса».
Сергей Белецкий и его «Хроморяд». Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»
Сергей Белецкий создал методику, изучив не только песнопения разных народов, но и звуки, которые издают разные животные. На его уроках взрослые и дети чирикают, курлыкают и мурлычат, что очень помогает восстановить некоторые, почти атрофированные за ненадобностью, мышцы голосовых связок.
«Хроморяд» перевернул не только музыкальное обучение — первым и горячим поклонником Белецкого стал его учитель Владимир Кузнецов. Еще до официального признания они вместе создали в Омске экспериментальную детскую музыкальную школу, в которой ребята за год без мучений изучают семилетнюю программу. Отбора в ЭДМШ нет — принимаются все без исключения. И заканчивают все. Конечно, для этого пришлось разработать и игровые пособия — так учиться легче, считает Сергей Белецкий. Он и сейчас занимается с детьми. Два раза в неделю ездит в Петропавловскую среднюю школу за 300 км от Омска, куда специально привозят детей со всего Муромцевского района. Денег за это не берет — пытается доказать, что его система не только эффективнее, но и дешевле: в семь раз сокращается срок обучения, соответственно, и затраты. И обучает родителей.
– Мамы и папы, заставляющие своих сыновей и дочерей до зубного скрежета повторять гаммы — как правило, именно те люди, которые не сумели воплотить в жизнь свою мечту стать музыкантом, — объясняет Сергей Владимирович. — А значит, надо помочь им, научить, чтобы они могли дать знания своим сыновьям и дочерям.
– Музыкальную школу я не окончил, — рассказывает композитор Всеволод Пушкарев. — Из училища вышибли все по той же причине: сольфеджио не давалось, с музыкальными диктантами была проблема. А музыка в душе звучала. Подался к Сергею Владимировичу Белецкому, и он меня понял. За год я освоил теоретический материал семилетней музыкальной школы, за три месяца — курс училища. Теперь просто выхватываю из головы мелодии, которые создаю.
Никем, кроме как музыкантом, Всеволод себя не представлял, но неудачи на пути к мечте подкосили: прозябал на стройке. Когда начал писать симфонии и сюиты, почувствовал силы изменить не только себя, но и мир вокруг. Теперь 28-летний Пушкарев, в свободное от творчества время, руководит собственным предприятием, занимающимся грузоперевозками.
– Когда претворяется в жизнь мечта, хочется творить! — объяснила 65-летняя Наталья Ивановна Карцева, бухгалтер по профессии. — Я после занятий летаю. Старое пианино дома стояло, как памятник несбывшимся надеждам. А теперь ведь и внукам стало интересно, что это вдруг бабушка с него пыль сдула: стучит по клавишам да приплясывает, как молодая. А я и правда будто помолодела лет на 20.
В 2010 году на Международном конкурсе старинного и современного романса «О России и для России» только омичи рискнули спеть без инструментального сопровождения — Татьяна Гавриляк и Сергей Кокотин. Это были ученики Сергея Белецкого, заслуженного работника культуры России, три месяца прозанимавшиеся по его методу. После конкурса Татьяна бросила свою престижную должность юриста предприятия и ушла в ресторан.
Дмитрий Белан, бывший полицейский, сейчас пишет музыку для театра и кино — в мелодраме «Счастье по контракту» звучат только его мелодии. А молодая семья врачей одну на двоих профессию не поменяла, но жить стала веселей:
– Мы теперь даже ссоримся красиво, — смеется Светлана Чернова. — Сначала как-то случайно получилось: после занятий на едкое замечание мужа ответила пением. Так и пошло. Чем недоволен, выразить можешь, но оскорбить друг друга уже не получается — не ложатся плохие слова на музыку.
Задача Белецкого — научить инженеров и бухгалтеров, мастеров и водителей не столько играть на фортепиано или профессионально петь, сколько быть собой. В трудах сибирского медика и биофизика Влаиля Казначеева он прочел про синдром витальной неудовлетворенности — люди, понявшие, что не выполняют свое предназначение, страдают физическими и психическими недугами в три раза чаще, чем те, кто воплотил в жизнь детские мечты.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости