Новости – Общество
Общество
Кинотерапия для интровертов
На съемках царит дружелюбная атмосфера. Фото из архива студии детского кино «Твист».
Режиссер Елена Шиляева — о том, как детское кино в Омске делает из своих актеров успешных людей
11 ноября, 2015 23:03
11 мин
Министерство культуры РФ со следующего года намерено увеличить более чем на 25% квоту господдержки на производство детского кино . Об этом 9 ноября сообщил глава ведомства Владимир Мединский на церемонии закрытия международного кинофестиваля «Лучезарный ангел» в Москве.
Сегодня детские фильмы снимают не только в столице, но и в регионах страны. В Омске уже шесть лет работает студия детского кино «Твист». Елена Шиляева — ее организатор, сценарист и режиссер. О современном кино, детях и омской театральной школе Шиляева рассказала «Русской планете».
– Елена Леонидовна, судя по прокату, своего кино в России нет?
– Есть, но видим мы его только на фестивалях, до проката оно доходит редко. Уже на уровне президента обсуждается вопрос о необходимости государственных кинотеатров, где будут демонстрироваться интеллектуальные, добрые, умные картины, которые снимаются в России. На кинофестивале Сергея Соловьева «Дух огня» в Ханты-Мансийске я познакомилась с Александром Миттой, режиссером «Экипажа» и многих других фильмов. Он посетовал, что наши фильмы никому не нужны. Я спросила: «Если так рассуждает мастер, как же быть нам, провинциальным режиссерам?» Он ответил: «То, что мы делаем, в лучшем случае окажется на телеэкране, а в кинопрокат уже, видимо, не попадет».
– Что главное в ваших фильмах?
– Для меня важна воспитательная функция, а не просто заигрывание со зрителем. Мне не нравится ни в кино, ни в жизни любое сталкивание лбами, унижение. В наших работах всегда побеждают добро, дружба, честность. Мне важно привлечь внимание детей к семейным и общечеловеческим ценностям, помочь им поверить в себя и свои силы, понять, что каждый является уникальной личностью. Возможно, потому, что я слишком хорошо помню свое детство. И учителя были хорошие, спасибо им.
– Детское кино практически не показывают…
– Детское кино подняло голову давно. Снимают его такие же сумасшедшие, как мы. Встречаемся на фестивалях, смотрим — тем дело и ограничивается. Мне, например, очень понравился фильм Ольги Каптур «Страна хороших деточек».
Наша студия уже шесть лет снимает игровые короткометражки. Демонстрируем их на первом городском канале и три раза в год в кинотеатре «Иртыш», хотя они побеждают во всероссийских и международных конкурсах. Наша единственная полнометражка, снятая на грант регионального правительства, «Сказка о добре и Вере» демонстрировалась на кинофестивале «Дух огня». Зал из 1200 детей воспринял ее с восторгом. Потом нас пригласили показать ее на фестивале «Московские премьеры» в клубе-кинотеатре «Эльдар», где идут те фильмы, которые любят россияне. Городской департамент образования позволил прокатить ленту по школьным лагерям. Месяц показ шел в кинотеатре «Вавилон». А все наши попытки пробиться на центральное телевидение пока не дают никакого результата.
– Вы сказали о хороших учителях. Кто они?
– Во-первых, Любовь Иосифовна Ермолаева, театр которой взрастил не одно поколение творческих омичей. Я пришла к ней в 16 и сразу попала в спектакль «Ромео и Джульетта» — в массовку. Но нужно было не просто стоять на сцене, а танцевать, красиво держать платье. Была счастлива. Она достала меня настоящую — ту, которая была глубоко спрятана где-то внутри, ту, которая могла быть собой только в одиночестве.
Любовь Иосифовна умерла, а мне так не хватает ее жизненной силы, мудрости, она была очень молода и в 80 лет. Она говорила нам, ребятам, ездившим к ней со всего города: «Я не люблю, когда люди зря тратят время, поэтому буду говорить вам, какие хорошие фильмы смотреть, какие книги читать». Привила нам хороший творческий вкус.
Елена Шиляева. Фото из личного архива.
Елена Шиляева. Фото из личного архива.
Потом ее сын Юра Шушковский организовал свой театр пластики, и я ушла к нему, потому что мне казалось, что телом я могу больше сказать, чем словами. Если Любовь Иосифовна подарила мне меня, то Юра — веру в себя как в актрису. Я, тихая, забитая девочка, в 10 классе вдруг вызвалась писать сценарий последнего звонка, стала его ведущей. Все плакали, и я плакала — от счастья, что я могу!
– И после этого решили стать режиссером?
– Нет, тогда я мечтала быть актрисой. Режиссером сделала жизнь. Она у меня вроде спирали: я каждый раз возвращаюсь к детям, только на другом витке. Закончила филфак пединститута, не поступив на актерские отделения в Москве и Ленинграде. Три раза пыталась.
В школе сразу организовала самодеятельный театр пластики. Однажды увидела по местному каналу, что приглашаются творческие инициативные люди. За ночь написала концепцию рубрики — так родилась детская передача «Мозаика». Директор школы № 93 была счастлива, что классы и коридоры периодически превращались в съемочную площадку и каждый имел шанс попасть в телевизор. Я тогда говорила: у меня две работы, два ребенка, скоро будет два образования — заканчивала режиссерское отделение Алтайского государственного института культуры.
Но через полгода «Мозаику» закрыли из-за нерентабельности. Меня пригласили сценаристом на другой канал в полуторачасовую передачу «Утро с Агавой». Я ушла из школы, но дети меня в покое не оставляли. Например одно утро было посвящено теме одиночества детей в полноценных семьях.
– Как же вам удалось создать студию?
– Работала в предвыборной кампании, и кандидат, бизнесмен Владимир Ширшов, спросил, о чем мечтаю. Я сказала: «О собственной студии». Он помог мне ее открыть. Они вместе с моим мужей Димой, тоже режиссером, поехали в Москву, закупили оборудование, после чего немедленно грянул дефолт 1998 года. И, собственно, тогда появилась студия «Твист», но еще не детская — рекламные ролики, фильмы-презентации. В кризис 2009 года пришлось распустить команду, остались вдвоем с мужем. И тогда к нам пришла идея: а что, если в студии будут заниматься дети?
– Уроки Ермолаевой помогают вам в работе?
– Мне говорили, что со временем экономист вытеснит из меня сценариста и режиссера. Но нет, уживаются как-то. Может, потому, что дети для меня — не бизнес. Зарабатываем мы все так же на рекламных роликах, корпоративных фильмах. Дети — это для души. Сейчас студия «Твист» — это 70 детей от 6 до 18 лет. Есть группы игрового кино, анимационная, операторского искусства, недавно занялись журналистикой, уже второй год делаем на первом городском канале «Школьные новости». В этом году выиграли с новостями конкурс ЮНПРЕСС «Лиги юных журналистов РФ», трое детей съездили в Артек. Актеры, педагоги, режиссеры, журналисты и аниматоры ведут занятия по актерскому мастерству, сценическому движению, речи. Все наши дети непременно появляются и на сцене, и в кадре — это принцип: каждому надо дать шанс.
Кино помогает детям стать более открытыми и общительными. Фото из архива студии «Твист».
Кино помогает детям стать более открытыми и общительными. Фото из архива студии «Твист».
– Шанс стать звездой?
– Да, и это помогает ребятам раскрепощаться. Я пытаюсь вытащить из детей «себя настоящих», как это сделала со мной Ермолаева. Пишу сценарии под каждого с учетом его возможностей. Атмосфера в студии доброжелательная, ни насмешек, ни звездности — это резко пресекается. Мы не давим, не выталкиваем на сцену или камеру — надо, чтобы ребенок созрел.
Многие наши ребята вдруг становятся отличниками: интровертам ведь часто легче сказать, что не знает, чем пересказать выученное, ожидая насмешек. Это та же проблема — одиночество детей в благополучных семьях. Их не слушают или не дослушивают, они замыкаются, уходят в себя. Мы, кстати, журналистику ввели еще и для того, чтобы дети научились слушать.
У нас занимался маленький Саша, ему диагностировали аутизм, он ни с кем не общался ни в детском саду, ни дома. Вдруг однажды мама забегает, кричит: «Саша подрался!» У меня как-то не стыкуются текст и ее счастье, а у нее праздник: сын начал реагировать на окружающих! Машу мама сначала притаскивала на занятия — та сидела, вцепившись в ее ногу. А через год мы снимали короткометражку с малышами, которые не выговаривали половину алфавита. Нужен был дубляж, взять старших — голоса не те. Но мы уже видели, что Маша удивительно органична в кадре. Она, послушав речь всех пятерых, переозвучила их. Причем так, что родители не поняли, что это не их дети говорят.
– От режиссера зависит многое?
– Режиссер может сделать так, что плохой актер станет хорошим. Надо только задачу ставить четко. Почему актриса должна пройтись по сцене на полусогнутых — боится, что потолок рухнет, или просто ноги болят?
Хотя очевидцы рассказывают, что Тарковский вообще ничего не объяснял актерам. Когда снимал «Ностальгию», бросил Олега Янковского в Италии без объяснений, без денег. Вернулся через месяц, когда тот уже дошел до тупого остервенения, сказал: «Теперь мне нравится твое состояние».
В этом смысле я последовательница Бондарчуков. Старший, конечно, вообще гений, но и у младшего на площадке теплая, почти семейная атмосфера. В детской киностудии режиссер, наверное, главный учитель, и тут от него уже не только фильм зависит, но и судьба. Я ведь не артистов из них делаю, важнее, чтобы они стали успешными, состоявшимися людьми.
– Вы тоже советуете детям, что читать, что смотреть?
– Список большой, особенно люблю работы Михалкова. Они отточены до каждой детали. Очень ценю документальное кино — мне кажется, это вершина искусства. На фестивале «Золотой бубен» видела фильм Игоря Беляева о том, как уходил Горбачев. Для документального кино невозможно написать сценарий — только план, ведь каждый человек может вывести неожиданно на какой-то новый пласт. Слава богу, тут Омску есть кем гордиться — режиссером Владимиром Головневым, снявшим «Занавес».
– Что вы запланировали в своей жизни через 30 лет?
– Решила, что создам в Омске киноколледж. И моя мечта уже обретает реальные очертания. Олег Гаас, наш студиец, окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, снялся в фильме «Полное превращение». Вероника Дмитренко сейчас работает в профессиональном театре. Егор Оселедец поступил в колледж на отделение режиссуры. Рада, что помогла ребятам реализоваться, но не хочу, чтобы они уезжали из Омска. У нашего города большой творческий потенциал, надо только его раскрыть. Мы на днях закончили снимать фильм по заказу горадминистрации «Вместе строим будущее», где рассказывается о людях, организовавших студию танцев для людей на колясках, общество детей с особенностями развития… Таких людей на самом деле гораздо больше! Все начинается с себя — настоящего.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости