Новости – Общество
Общество
«Речь — на кончиках пальцев»
Фото из личного архива Оксаны Заливиной.
В Омске психолог помогает особым детям учиться в общеобразовательных школах наравне со сверстниками и быть счастливыми
18 апреля, 2016 21:56
8 мин
Психолог Оксана Заливина из Омска помогает детям с ограниченными возможностями здоровья учиться в средней школе и общаться с другими ребятами. В частном психологическом центре «Карлсон», основанном ею четыре года назад, бесплатно занимаются 86 мальчиков и девочек, которые, по мнению медиков, должны учиться только в коррекционных образовательных учреждениях или дома.
– Ой, Данька, кокетничаешь ты сегодня! — смеется Оксана Заливина. — Пять минут тебе еще позаниматься. Давай: крючок, палочка …
6-летний Данил, неловко подняв плечо, старательно выводит буквы. Покосившись на меня, хвастает:
– Я даже по-иностранному могу писать!
Слова он произносит медленно, врастяжку, на секунду задерживаясь перед каждым, будто переводя дух. У Дани — детский церебральный паралич и задержка психического развития. Но Оксана Заливина готовит мальчика к обычной школе.
– У Артема, например, был тот же диагноз — ДЦП, — рассказывает Заливина. — Тоже, конечно, задержка психического и речевого развития. Но вижу — есть ресурс у парня. Попадет в коррекционку, за ним тянуться будут, а ему-то не за кем! Стали заниматься чтением, письмом, развивать моторику, речь ведь, как говорят, на кончиках пальцев. Но еще очень важно было правильно выбрать учителя. Почему один педагог за два часа объяснит все, что нужно, а другой тому же ребенку и за два месяца знаний не вложит? Есть такое понятие — совпадение психотипов. Выбирали школу. Некоторые директора сразу отказывали: мол, упадет ваш мальчик с лестницы, что же, из-за него в тюрьму садиться? Там, где соглашались, мама встречалась с учителями начальных классов. А я в сторонке стояла, наблюдала, подходит ли нам учитель. Теперь Артем в третьем классе. Почти отличник! Психология — великая наука, с ее помощью можно исправить все. Кроме смерти, конечно. Хотя…
То, что с помощью психологии смерть можно отложить, Оксана поняла 25 лет назад. У недавней выпускницы университета, красивой женщины, только что ставшей мамой, вдруг начало рушиться все сразу — семья, здоровье… Вспоминает:
– Выдали справку: болезнь Шегрена, а к ней 28 сопутствующих «болячек». Откуда? За что? Мама с папой инвалиды, но генетика хорошая. Попросила свекровь — заберите сына, мне недолго осталось. Она прекрасная бабушка, но тут как обрезала: твой ребенок, кроме тебя, никому не нужен. Немного встряхнулась. Уехала вдвоем с ним на крошечный остров Живой в Каспийском море, устроилась в школу, лечилась грязями. Помогало мало — чахла, худела. Через три года вернулись. Сына — в садик, сама по больницам, на дожитие. Но повезло — встретила чудесного врача, посоветовал менять отношение к болезни, идти в церковь или учиться на психолога.
Учеба давалась трудно: среди пары с грохотом роняла голову на парту, теряя сознание. А ведь нужно было еще и жить на что-то:
– Мама с папой учили, что надеяться можно только на себя. Принялась опять за репетиторство, как в студенчестве. Но теперь стала не просто предмет рассказывать, а разбираться, почему ребенок не понимает простых вещей, почему почерк неровный, почему сидеть не может долго. И результаты стали видны! У одного подопечного оказалась сестренка на инвалидности, у другого — брат. Взялась и им помочь заодно. Бесплатно, конечно — ну как деньги брать с таких же, как я? Да и знаю я, какие там деньги. Бытует расхожее мнение, что люди с ограниченными возможностями становятся иждивенцами, требуя финансовой помощи от государства. Неправда это, я и сама льготами не пользуюсь, не хочу копейки выпрашивать. Им другая помощь нужна — моральная, они ведь все время в стрессовой ситуации все семьей.
Удивительно: в школе нагрузка казалась непомерной. А тут за спину — рюкзак с книжками, в карман — шприц с лекарством, и целый день из одного конца города в другой:
– Да ведь там я детей-то там не видела, все бумаги и отчеты. А тут свобода, творчество: не получатся так, попробую чуть по-другому. Главное — могу помочь! И сама стала меняться. Поняла, что все — от головы, качество жизни зависит от самоощущения. Пришла в себя, стала вес набирать.
Оксана Заливина. Фото из личного архива.
Оксана Заливина. Фото из личного архива.
Первый серьезный пациент, которому требовался научный подход, возник после окончания университета. От шестиклассника, получившего сразу семь двоек за четверть, отказалось несколько репетиторов.
– Ну, не может быть так, чтобы человек ничего не понимал! Тем более что мальчишка оказался неглупый. Он выбрал себе роль шута, да и застрял в ней. Учиться некогда — веселить класс надо. Мы все обследования сделали, врачи поддержали медикаментозно. В школу пошла: не выгоняйте, поменяет позицию — будет другая жизнь. Учительница математики уперлась: моего предмета не знает, тройки не поставлю. Перевели в другую школу. Старенькая, бедненькая, но жизнь кипит, дети и взрослые творят без конца. И пошло! Даже олимпиады всероссийские стал выигрывать. Вырос теперь, бизнесмен.
Пять лет назад Оксана услышала, что в Центре занятости можно получить ссуду на открытие своего дела. Суммы хватило на несколько психологических программ. Крошечный кабинетик сняла по соседству, в качестве оплаты взявшись мыть пол во всем здании. Сейчас в мобильной психолого-педагогической службе «Карлсон» — 15 сотрудников, учебные кабинеты, творческие мастерские, спортивный зал, автомобиль для выездов.
– У нас 2 тыс. тренажеров, — гордится Оксана Заливина. — Дроби, которые никак не доходят, мы можем объяснить 2 тыс. способами.
Много детей с задержкой психического и речевого развития. Ведь зоны мозга развиваются в определенном порядке, и если какая-то «западает», движение дальше тормозится. Мы делаем диагностику и возвращаемся в тот этап, который ребенок проскочил. Ползаем, к примеру, много, независимо от возраста, иначе ребенок так и не научится ровно писать, чувствовать лево и право.
Школа не опирается на нейропсихологию, просто продолжает нагружать, требовать, культивируя синдром хронической неуспешности. Зоны юмора, страха не развиваются вовсе. Старшеклассники на всю жизнь бы запомнили, что такое валентность, если бы рассказать им веселую историю про жуткий атом, отобравший у другого электрон!
С межличностными проблемами дело обстоит проще. Главное — научить мам и пап не прибавлять громкость, а искать другие пути. Конечно, от них тоже требуется большая работа, поэтому организовали еще и бесплатный лекторий. Проводим мастер-классы по лепке, рисованию, вышиванию. Агрессии в мире много, но она часто идет лишь от неумения общаться, от непонимания того, как устроена психика.
Главная заслуга центра «Карлсон», по мнению его руководителя — клуб родителей, в который входят и семьи детей с ограниченными возможностями здоровья.
– Мы объединены идеей помощи — друг другу, миру. И такая в этом сила притяжения, что ребята взрослеют, выправляются и возвращаются. Недавно Петя помогал компьютер починить. Был когда-то на домашнем обучении, в школу брать не хотели — не умел якобы себя вести. Действительно, у особенных детей социальный интеллект снижен. Но Кулибин какой, мастер на все руки! Маме посоветовала обойтись без люстр и сервантов, пускай завешает весь дом проводами, зато детство будет счастливым. Убедила учителей: надо ребенку выстраивать социальные связи. Для начала стал на два урока ходить, дальше — больше. Теперь в восьмом классе учится: друзей много, в технических предметах равных ему нет.
Домой, в свою десятиметровую комнатку на подселении, которую делит с сыном, студентом психфака, Оксана возвращаться не любит.
– На химиотерапию съезжу, и снова в Центр. Наверное, давно бы заработала на квартиру. Но зачем? Не хочу после себя только стены оставить. Когда с людьми, про все болезни забываю.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости