Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Российский, осмысленно-печальный взгляд»

Антошки очень хрупкие. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»
Коллекционер из Омска рассказал РП об истории кукол в СССР
Наталья Яковлева
6 ноября, 2015 22:53
13 мин
Галина Петрищева — стилист-парикмахер — собирает советских и дореволюционных кукол больше 10 лет, и верит, что у них есть душа.
– Мои дочери пытались посчитать, сколько у меня хотя бы пупсов, — смеется 40-летняя Галина Петрищева. — Сил хватило на две полки: получилось 150. А стеллажами с куклами занята целая комната. Знаю, что сейчас больше тысячи, по именам всех могу перечислить, а сколько точно — сказать не могу, не хочется мне их пересчитывать. Недавно балкон пришлось занять — уже тесновато им в квартире. Конечно, мы его застелили и утеплили — ни сырости, ни мороза игрушки не перенесут: очень хрупкие. Особенно антикварные, которые выпускались в России в конце XIX — начале XX веков. Потом началась Первая мировая война, артели разорились, затем Великая Октябрьская революция, разруха, голод… Дети долго жили без игрушек. А дальше началась уже история советских кукол.
Антиквариата, впрочем, у Галины пока немного — куклы, сделанные до 1940 года, ценятся на вес золота. Больше винтажных — тех, которые, появились на свет в период с 1940 по 1990 годы. Впрочем, и они недешевы.
– Все зависит от года выпуска, от состояния, объемов производства, — говорит Галина. — Пластиковый Антошка 1970 года, например, дороже, чем такой же резиновый — тираж был ограничен. В среднем приличная кукла стоит около 7 тыс. рублей. Сейчас кукла висит на интернет-аукционе, тоже начала 70-х, фабрика «Кругозор» выпускала ее под двумя именами — Наташа или Солнышко. Продают за 35 тыс. рублей. И вроде массовое производство их было, а не сохранились. Еще и вложить в игрушку нужно немало: отмыть, отреставрировать, одежду сшить. Советских кукол в 50–60-х прошлого века часто выпускали с комплектом ткани и выкроек, чтобы девочки сами учились шить. У большинства винтажных кукол наряд пришел в негодность, или вовсе потерялся. Вот этой «Хозяюшке» начала 50-х годов, — показывает она куклу с пластиковыми волосами, — я заказала наряд из аутентичных тканей. То есть специально нашла на барахолке одежду тех времен, подходящую по цвету, из которой ей сшили платье и чулочки. А подъюбник, трусики и даже маленькие пажи, на которых держатся чулки, смастерила сама из чистого хлопка.
Галина Петрищева и ее куклы. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»
Галина Петрищева и ее куклы. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»
– Вы, наверное, не бедный человек?
– Скорее, богатый, — твердо отвечает Галина. — Хотя, если вы про деньги, то нет — семья у нас среднего достатка. Муж — инженер тепловой компании, две дочки — студентка и школьница. Я работаю стилистом. Всегда любила красивое. Раньше мне сильно не хватало свободы выбора — игрушки были дорогие, купить именно ту, что хочешь, получалось далеко не всегда. Какую подарили — такой и радуйся. Мама моих кукол раздала, когда я подросла, до сих пор по ним скучаю. Я им делала прически, макияж, шила одежду. Наверное, потому и стала стилистом — чтобы наводить красоту. Но когда четыре года назад узнала, что старых кукол можно отыскать, тотчас занялась коллекционированием. У меня теплый дом, понимающая семья, хорошая работа, живу среди любимых кукол — все есть! И мечта тоже…
В основном «Марин» и «Катюш» Галина покупает на интернет-аукционах — российских и зарубежных. Иногда что-то находит на омском Хитром рынке, где продают все подряд — и антиквариат, и просто старье.
– Там конкуренция большая, — вздыхает она. — Коллекционерам, которых не так и много — может быть, человек пять в Омске — трудно что-то приобрести. В основном, перекупщикам достается, которые немного отмоют, почистят, и продадут дороже. Хотя настоящими реставраторами перекупщики быть не могут: для этого ведь надо душу в игрушку вложить, а им зачем? Ездят по деревням, дома старушек обходят, даже детские сады — там, в методических кабинетах иногда такие жемчужины стоят! Сейчас появилось много игрушек из Украины. Нашлись люди, которые после боевых действий стали шарить по домам, мародерствовать, покупать у беженцев. Этот негритенок Киевской фабрики игрушек прибыл ко мне из Луганска. Уникальная лепка, маленький тираж — таких больше не выпускали. Бедный мальчик, тяжело ему пришлось!
Галина прижимает к себе чернокожего пупса, как живого. В ответ на мой недоуменный взгляд, улыбается:
– Кукла — это образ и подобие человека. Очень важна энергетика, которую в него вдохнули изготовители. Купленной Машей или Настей, даже если она в самом лучшем состоянии, нужно непременно заниматься — мыть, чистить, чтобы дать ей частичку своей души. Поэтому реставрировать стараемся сами. В самых сложных случаях обращаюсь к реставратору из Красноярска, он сам коллекционер. Паять, клеить, рисовать — этому учишься уже в процессе.
Мы, коллекционеры, может, и сумасшедшие немножко, но верим, что наши экспонаты — живые. Иногда заметишь, что отвернулись друг от друга, стоя рядом на полке — поссорились, иногда наоборот — общаются. Я однажды купила на немецком интернет-аукционе девочку и мальчика явно из одной семьи, похожих, как брат и сестра. И потерты одинаково, и продавались одним лотом. Мне нужна была только девочка, но мальчика все равно решила привести в порядок — поменяю, думаю, может. А когда стала его мыть, он вдруг начал пищать: «Ма-ма». Такого быть не может — у них пищальные механизмы давно не работают, они на пять лет рассчитаны, не больше, а парнишке явно за 40. Я поняла, что он хочет остаться в моем доме, со своей сестренкой. Как только поставила их рядом, сразу пищать перестал.
Имена куклам обычно даются «родные» — заводские: коллекционеры делятся в Интернете не только фотосессиями своих находок, но и их историями. Иногда бывает, что кукла сама называет свое имя. Во всяком случае, так утверждает Галина:
– Мы ведь стараемся их почувствовать, эмоции уловить. Однажды увидела на аукционе чудесную ходячую куклу советской фабрики «Сувенирная игрушка». Заказала. Коллекционеры, когда пересылают друг другу игрушки, знают, насколько они хрупкие, поэтому упаковывают тщательно, в вату или поролон заворачивают, пустоты заполняют. А тут вдруг прислали мне ее в мешке: руки, ноги отдельно, глаза выпали, механизм, который соединял туловище с головой, сломался. Две недели мучилась. Она еще такая капризуля, сопротивлялась, не хотела ремонтироваться. Глаза вставила, как голову приделать, придумала. Правда, ходить отказалась, как я ни старалась. И все время у меня в голове вертелось имя — Алла. Почему — не знаю, даже знакомых тезок нет, но у кукольников так считается — если имя крутится и не уходит, значит, сама назвала.
Характер кукол зависит и от их национальности, считает коллекционер. Немецких, например, видно сразу — не только потому, что они сделаны из туртуллона, который больше похож на кожу, чем пластик или целлулоид, но и по выражению лиц.
– Немецкие девочки — строгие, они, скорее, старшие сестры, чем подружки: приучают хозяек к порядку, — делится секретами Галина. — Итальянские — симпатичные, немножко капризные. Английские, как ни странно, выполнены некачественно, грубо — там не принято много играть, надо быстрее превращаться в леди.
Считается, что идея Барби возникла в конце пятидесятых годов прошлого века у американки Рут Хэндлер, хозяйки фирмы «Маттел», после того, как она увидела в Швейцарии куклу, сделанную для взрослых, и решила, что детям с этой игрушкой будет интереснее. А французские, например, всегда были дамами — фигуристыми, модными. Только они очень редко вывозятся из страны, купить на аукционе тоже практически невозможно — считаются национальным достоянием.
И в России существовали свои «девушки» — еще в 1937 году Химкомбинат изготовлял тряпочных кукол, но мастерил для них бюстик из целлулоида, которого в стране было очень мало. Причем, наши девицы сильно напоминали германских — своих разработок тогда еще не существовало.
Я люблю советских кукол: они невыразимо милые, глаза у них необыкновенные — с вечной русской печалью. На наших фабриках художники старались создавать такие образы, чтобы вызвать у девочек желание защитить куклу, позаботиться, понянчиться.
Правда, художники на фабриках игрушек в СССР появились не сразу.
– Куклы, конечно, возникли тогда же, когда появились люди, — рассказывает Галина. — Просто изготавливались по-разному: из травы, веток, потом ткани, фарфора, дерева. После революции кукол мастерили, в основном, артели — из мастики, глины, папье-маше, дерева, ткани. Артель имени Рубена в конце концов переросла в фабрику «Ленигрушка», закрывшуюся только в конце 1980-х. Сначала делали в виде варежки, в 1928 году научились горячей штамповке трикотажа. Но это были сувенирные куклы, шли на экспорт, особенно популярны были «нахлобучки» на чайники. Вот в 1937-м наши «девушки» уже стали попадать к детям партийной элиты. В 30-е годы начали готовить мастеров, художников в том числе, в специально созданном техникуме при Институте игрушки. Помешала Великая Отечественная война. Только в 50-х, когда страна окрепла, стали производить целлулоидных пупсов, но еще немного — больше все-таки делали кукол из прессованных опилок. На личиках стали прорисовать эмоции, появился наш, российский, осмысленно-печальный взгляд. «Выросли» волосы — к головам приклеивали парички из шерсти. В 60-е годы уже появился полиэтилен, и кукол стало вдоволь, хотя и недешевых — теперь волосы у них были из синтетического волокна, разной длины, поддавались расческе, башмачки надевались на ноги, а не рисовались. На «Ленигрушке» первыми догадались вставлять в конечности шарниры, чтобы они могли двигаться. Художники стали создавать образы — Марианна Мотовилова с «Ленигрушки» придумала Мальвину, Северянку в национальной одежде, Снегурочку, девочку Вареньку. Елена Лаврова с фабрики «8 марта» сделала замечательную «Синеглазку», у меня она в трикотажном варианте — очень редкая, в 70-х ее делали уже из полиэтилена. Но моя любимица — Светлана фабрики «Кругозор», к сожалению, нигде не нашла фамилии ее автора. Это же просто Джоконда! Посмотрите на нее — она улыбается куда-то внутрь себя и явно знает про многое человечество.
Синеглазка. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»
Синеглазка. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»
Почти такая же Светлана играла в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» роль любимой игрушки Шурочки Азаровой. Уже переодевшись в корнета, отважная девушка берет на руки куклу и, качая ее, поет: «Лунные поляны, ночь, как день, светла... Спи, моя Светлана, спи, как я спала...»
– Часто критики называют эпизод со Светланой киноляпом — ну, конечно, в XIX веке не могло быть пластиковой игрушки. У реальной российской куклы 1812 года была бы фарфоровая головка, деревянное туловище, волосы из мохера. И размером она, конечно, должна быть меньше, а Светлана больше полуметра. Видимо, режиссер ее выбрал как раз из-за роста. В фильме создается ощущение, будто Шурочка баюкает настоящего ребенка, и от того становится еще печальнее. А, может быть, моя Светлана — и есть та самая, из «Гусарской баллады». Она попала ко мне через десятые руки, так что кто знает? Даже художник «Союзмультфильма» Елена Ливанова как-то сказала, что кукла, сыгравшая в кино, становится живой — у нее появляется душа.
Мечта Галины — ретроспективный музей кукол разных лет и стран. Хочется показать детям, как игрушки менялись года от года. Экспонаты в этом музее можно будет не просто трогать, но и играть с ними.
– Но не всех, к сожалению, можно взять в руки, — печалится коллекционер. — У советских кукол болезнь — рассыхание пластика. Это можно поправить, впаяв донорский материал, если не слишком велико поражение. Но они все равно остаются очень хрупкими. У немочек вообще бывает нечто вроде раковой опухоли — появляются черные пятна на туртуллоне. Их можно вывести только на время, потом они разрастаются еще больше. Судьба, наверное, и у кукол есть. Я храню своих девочек, мальчиков, дамочек и кавалеров в открытых шкафах, проветриваю помещение — им очень полезен свежий воздух. По утрам спрашиваю, как настроение, чего хотят, ношу на ручках. Даже игрушки покупаю их же времен: я коллекционирую только кукол, а все эти машинки, кроватки, посуда, мячики — лишь для того, чтобы им было веселее.
Игрушки Галина покупает, чтобы ее куклы не скучали. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»
Игрушки Галина покупает, чтобы ее куклы не скучали. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»
И все-таки куклы иногда умирают. Складываю их в коробки в надежде, что появится какой-то способ «лечения», «донорские» органы, и они снова обретут жизнь. Не могу выбросить. С удовольствием приглашаю к себе знакомых с ребятишками — куклам одной меня мало. Им ведь обязательно нужно видеть детские глаза — они же для них созданы, прямо чувствуется, как игрушки и малыши подзаряжают друг друга энергией. Я уверена, что в музее, где они будут общаться чаще, куклы переживут века. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ