Новости – Общество
Общество
«Спаивать людей — искусство со знаком минус»
Виктор Лоц. Фото: Юлия Лещинская
Деревенский художник Виктор Лоц — о любви к женщинам, вере в партию и наивном искусстве в селе
24 ноября, 2014 14:31
10 мин
Омичу Виктору Лоцу 78. Его быт прост и по-мужски скуп. Вкусностей не покупает, объясняет просто: «чтоб соблазна не было». Питание только раздельное — овощи, фрукты, никаких колбас, макарон. Топит печку, дрова заготовляет самостоятельно — «лишний повод побывать в лесу».
Как в молодости, заводит стереофоническую радиолу высшего класса «Виктория» 1977 года выпуска, слушает Марей Матье, Хулио Иглесиаса. Без музыки, говорит, не пишется.
– Сейчас пишется мало, — вздыхает художник. — Вдохновение не идет. Наверное, простора не хватает, впечатлений. Ездить надо, путешествовать, мир познавать. Ведь мои работы профессиональные художники относят к наивной живописи, а это не пропорции и академические нормы, это чувства, эмоции, яркость красок жизни, неожиданность сюжетов, которые приходят сами.
В работах «наивного художника» Виктора Лоца — его путешествия на Урал, Кавказ, в Крым, Прибалтику. Из каждой поездки по путевке, выделяемой райкомом партии за хорошую работу, он привозил материал для новой картины, а то и не одной. Правда, в партии так и не состоял.
– Как-то не нужен оказался, — говорит Виктор Викторович. — Люди рабочих специальностей — доярки, механизаторы — всегда требовались, вроде должны были взять, но с творческим сдвигом — нет. Не доверяли, наверное, но и не обижали, жаловаться грех.
К партии, какой бы она не была, Виктор Викторович относится с пониманием.
– Человек без веры зверем может стать. Верить надо — в партию, в Бога или и в то и другое, решать каждому, — говорит вдохновенно Лоц. — Церковь за чистоту души, партия за улучшение жизни, одним словом, и те и другие за человека. И я тоже за него — вся моя жизнь, работа для людей.
В 90–е годы комбайнер Лоц в районном поселке Таврическом Омской области на общественных началах создал картинную галерею, которая существует и сейчас и может считаться полноценным музеем. В ней более двух тысяч картин и других экспонатов. На этом он не остановился и организовал творческие вечера, на которых не одно поколение механизаторов и доярок, трактористов и шоферов, педагогов и продавцов больше десятка лет приобщается к большому искусству — учится живописи. Наверное, отсюда в Тавричанке такое большое количество художников-любителей, какого нет ни в одном другом районе Омской области.
В 2013 году одна из работ деревенского комбайнера-художника вошла в каталог международного фестиваля «Фестнаив–2013» и экспонировалась в Москве. В основном же выставки проходят в Таврическом. Слабая половина села ходит на них специально, чтобы похудеть. Насмотревшись на образ женщины, созданный художником, дамы, отличающиеся тонкостью разве что душевной организации, едят плохо и мало. Стремятся быть похожими на образы женщин, созданных мастером.
– Женщины спасут мир, — уверен Виктор Викторович. — Именно любовь к ним заставляет летать.
У художника много автобиографичных картин. Вот он молодой и бравый, только что вернулся из армии. Тут широко и привольно косит сено на бескрайних полях села Новоуральское, где работал механиком опытно-производственного хозяйства после окончания Тюкалинского сельскохозяйственного техникума. А вот он, наработавшись в поле после уборочной, рисует природу Таврического. А здесь он фотографирует молодую женщину, играющую с собакой.
Фотографию Виктор Викторович тоже любит. До сих пор два верных фотоаппарата всегда с ним, в прочем, как и баян, с которым не расстается почти полвека. Примерно столько же занимался танцами: вальс, фокстрот, краковяк, твист.
Пушкина и его литературных героев, разместившихся у дуба, в исполнении Лоца, знает не одно поколение жителей Таврического. Долгое время картина висела в детской библиотеке, сейчас готовится к переезду в художественный музей.
Виктор Лоц на протяжении десяти лет ведет занятия для «трудновоспитуемых» учащихся. Так он называет ребятишек с нарушениями поведения. Ребята с интересом слушают стихи в его исполнении, изучают картины и к изумлению педагогов благодарят.
Когда пишется плохо, Виктор для поддержки духа решает сканворды, читает журналы и газеты, перелистывает Бальзака, Диккенса, Достоевского, Алексея Толстого. Играет в шахматы. Он был чемпионом Любинского района, где в 1936 году родился и вырос.
Сейчас Лоц соревнуется с теми, кто живет у него на квартире. Один из квартирантов даже дядю своего специально из Москвы выписал, чтобы сыграть с Виктором. И ведь продул дядя — долго не уезжал, все надеялся научиться мастерству.
– Ну, куда там, — смеется Виктор Викторович. — Я с самим Карповым сражался, целых три партии. В Кисловодске это было, в санатории. Зашел в комнату отдыха, смотрю, за шахматами мужичонка сидит — худенький, щупленький, соперники его меняются быстро, прямо потоком проходят — всех обыгрывает. Ну, думаю, сейчас я тебя сделаю! Нет, разделался он со мной как повар с котлетой. Думал, отыграюсь раз, другой, когда в третий раз проиграл, поднял он на меня глаза и говорит: «Да ладно тебе уже, не получится меня обыграть — чемпион мира я». Я и обомлел, знал бы, на первой же минуте сдался, а так еще ничего, достойно держался.
Постояльцы в доме Лоца регулярны. Молодые, пожилые, русские, казахи, азербайджанцы, узбеки — неважно.
– Бывает, ведут себя так, что и выгнать бы надо, но нет, жалко — терплю, — говорит художник. — У меня главный принцип жизни: «Что приобрел сам, передай другим». Потому учу, воспитываю, и даже исправляю, бывает. Надолго — не знаю, но пытаюсь. Вот, Сашка из Абакана — выпивоха и лентяй, на днях письмо прислал: не пьет, работает, в семье мир.
По мнению Лоца, работа лечит. Говорит, что даже предприимчивые китайцы наштамповали обоев, взяв за основу его полотна. Учениками своими мастер гордится, следит за их судьбами, некоторых видит по телевидению.
– Мои ученики и продолжатели дела, которое учит жить и любить, творить и мыслить, — рассказывает художник. — Однажды придя в искусство, иначе уже не могут. У каждого свой жизненный путь, своя профессия и одна на всех любовь — живопись. Приходит она ко всем по-разному: поздно или рано, постепенно или внезапно, но прочно входит в сердце.
Телевизор смотрит регулярно, особенно интересуется жизнью в Европе. Супруга Лоца, прожив с ним четверть века, уехала в Германию к дочери. Приезжает только летом.
– Моя Аннушка — лучшая женщина в мире, — гордится Виктор Викторович. — А как я ее добивался! Она ведь Петьку, сына управляющего, любила, но я что взял в свои руки — не выпущу. Красавица была, да и сейчас все моложе год от года. Понравилась, и я сразу сватать пошел. Медовый месяц провели в поле — я комбайнером, она помощником. Молотили так, что обогнали всех, агроном за нами все потери искал — больно шустро мы шли. Но нет, потерь не было, денег заработали в тот год порядком, и премию нам выписали в 30 пудов хлеба. А потом не работала, с детьми да по дому. И образования у нее не было, замуж-то сразу после школы пошла. Все смеялась: «Столько людей знаешь, а дурочку необразованную замуж взял». Ничего, художники природную чистоту любят, наукой не испорченную. А если серьезно, Анна — женщина мудрая, понимающая, позже и образование получила.
Мать Виктора, Анна Адамовна, от голода и нищеты выйдя замуж за человека почти на 30 лет ее старше, к детям относилась прохладно, и то пока отец был. После его гибели о детях забыла совсем, маленький Витя стал почти беспризорным. Пас овец и коров, в холод и слякоть обувь, которой почти не было, промокала насквозь, в мороз примерзала к ногам. Сильно болел брюшным тифом, двусторонним воспалением легких, дважды падал с коня, нападали волки. Но выжил. Выкарабкался и тогда, когда отец, Виктор Христианович, церковный скрипач, отправляясь на фронт, от страха и боязни за своих детей, решил, что им лучше не мучиться. Виктора топил в болоте, младшего Михаила пытался повесить. Худой и вечно голодный пятилетний ребенок, переживая за пальтишко, недавно ему купленное, сумел выбраться из болота, да еще и брата спас.
Отчим — конюх, не знавший грамоты, детей жены невзлюбил. Умирая, уже у взрослого пасынка просил прощения за все те муки, что пришлось ему вынести.
– Простил, — говорит Виктор Викторович. — Гнев, обиду нельзя человеку в себе носить, разъедают они душу, не дают покоя.
В 9 лет жизнь Виктора стала легче. Заметив его талант, учительница Мария Григорьевна предложила попробовать расписать стены детского дома, который только строился. Дело пошло — Виктора поставили на довольствие.
– Оттого и жив остался, — говорит он. — Я и сейчас живу между светом и тьмой, между жизнью и смертью. О гибели сына Владимира, не дожившего до своего 33-летия, я знал заранее. Не хотел верить, что молодой, перспективный инженер, мечтавший в радиотехнике переплюнуть японцев, может уйти неожиданно и навсегда, но случилось.
Дочку назвал Любовью, потому как это, по мнению художника, главное человеческое чувство. Она работает в Германии программистом и пишет картины с изображением русской природы. Сын Юрий живет в Краснодаре, у него строительный бизнес. Отец периодически подкидывает ему небольшие денежные суммы на развитие в обмен на обещание бросить курить.
– От природы человек слаб, особенно телесно, потому духом должен быть силен, — считает Виктор Викторович. — Я сам когда-то, больше 30 лет назад, выпив, увидел слезы жены. Тогда пообещал спиртного в рот не брать.
Своему слову художник верен, но коллекцию бутылок из-под водки собрал большую.
– Это тоже искусство, — объясняет он. — Спаивать людей, бороться с народом. Только со знаком минус. Простые и заслуженные, добрые и понимающие становятся от спиртного злыми и уставшими. Искусство со знаком плюс — это живопись. Меня вдохновляют люди.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости