Хор Белецкого
Фото: Петр Ковалев/Интерпресс/ТАСС

Фото: Петр Ковалев/Интерпресс/ТАСС

Омский изобретатель за год преподает детям и взрослым семилетнюю программу по пению и игре на фортепиано

Учитель музыки из Омска Сергей Белецкий изобрел принцип количественного соответствия имен и звуков — так называемый хроморяд. Благодаря его методике, и дети, и взрослые быстро осваивают ноты, обучаются пению и уже на первом занятии могут сыграть несложную композицию на фортепиано. «Хроморяд Белецкого» получил в 2003 году Российский патент № 2121717. Евразийский патент № 002697 Сергей Белецкий получил за методику обучения на основе изобретения.

Сегодня у Сергея Белецкого уже более 400 учеников в возрасте от 12 до 80 лет.

Взломать нотный код

– Слуха не может не быть у здоровых людей, — уверен Сергей Белецкий. — Другое дело, что его надо развивать — учить петь, понимать классику так же, как учат в школе читать и понимать литературные произведения. У китайцев, корейцев, японцев — абсолютный слух. Потому что их языки тонально-интонационные: слова в зависимости от звучания имеют разные значения. Музыкальность формируется вместе с речью, с овладением голосом. Чем лучше интонирует человек — тем выразительнее говорит. У нас в России же считается, что слух — это что-то редкое, дар Божий. На самом деле, как именно влияет музыка на организм, никто еще не изучил. То, что человек, ее любящий и ценящий, начинает чувствовать тоньше, неоспоримо. Но ведь это еще и мощное лекарство для организма. Вот сейчас многие врачи, целители разрабатывают свои системы дыхания. А ведь в царской системе это решалось проще — в приходских школах было по 4 обязательных хоровых занятия в неделю! В своих воспоминаниях Федор Шаляпин рассказывал, как возница удивился, когда в ответ на вопрос, чем барин занимается, он ответил: «Пою». «Мы все поем, а делаешь-то что?» — засмеялся кучер. Ведь и в самом деле — вся страна пела: в хорах, в церквях, на вечорках, на гуляньях. Мой наставник из омского музыкального училища им. Шебалина, Валентин Кузнецов, в советское время организовал в райцентре хор в тысячу человек! Сейчас в школах осталась одна теория. В моде соло, даже на эстраде хор стал редкостью. Я не против индивидуальности, но ведь медицина давно доказала, что пение улучшает работу легких, помогает кровообращению, повышает защиту от стрессов.

Больше всего слух портится, по мнению Белецкого, как раз в музыкальной школе. Вокалу и игре на инструментах учат на разных отделениях, хотя именно голос и запускает органы слуха. Человеку, который умеет петь, легче овладеть фортепиано. Но хуже всего, по его мнению, что немногие выпускники действительно любят музыку: по его наблюдениям, лишь 1–2% выбирают ее своей профессией.

– Устают за годы учебы, которая превращается в каторгу, — объясняет Сергей Белецкий. — Традиционно обучение начинается с нотной грамоты, которая, строго говоря, представляет собой шифр. И очень непростой при этом: нот — семь, звуков — 12, их названия не соответствуют друг другу. Например, нота Ре может быть в пяти «лицах», разных только по высоте: Ре, Ре бемоль, Ре дубль бемоль, Ре диез, Ре дубль диез. Этот «код» надо зубрить, причем, опираясь на зрение, а значит, вообще исключая слух! Примерно также заставлять говорить глухого, вынуждая заучивать буквы и слоги, которых он никогда не слышал. В итоге музыканты чаще всего способны читать нотную грамоту, но не могут воспроизводить мелодии на слух.

Чирикают, курлыкают и мурлычат

Учить музыке надо так же, как азбуке, понял Белецкий, и перевернул весь процесс. Белецкий не менял основную систему, но, кроме названий белых клавиш, ввел имена для черных, обозначающих полутона — ту, мо, зу, ло, цу.  

Выучить теперь нужно только одно — расположение клавиш. Нетрудно, учитывая, что их 12. Ученики Сергея Белецкого, впрочем, начинают сразу с практики — усаживаются за инструмент, распевая, к примеру — «До-мо со-мо фа-мо-ре со-фа до…», что в переводе на песенный язык означает «Не слышны в саду даже шорохи…»

К концу первого занятия ученик может не только сыграть песню самостоятельно, но и сочинить свою! Только набрав музыкальный запас, он начнет осваивать тональности и нотную графику. Если захочет, конечно — музыкальная наука необходима профессионалам, а для того, чтобы радовать близких творчеством, достаточно «Хроморяда». Петь после системы упражнений Белецкого могут все, включая тех, у кого прежде «не было голоса».

Сергей Белецкий и его «Хроморяд». Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

Сергей Белецкий создал методику, изучив не только песнопения разных народов, но и звуки, которые издают разные животные. На его уроках взрослые и дети чирикают, курлыкают и мурлычат, что очень помогает восстановить некоторые, почти атрофированные за ненадобностью, мышцы голосовых связок.

«Хроморяд» перевернул не только музыкальное обучение — первым и горячим поклонником Белецкого стал его учитель Владимир Кузнецов. Еще до официального признания они вместе создали в Омске экспериментальную детскую музыкальную школу, в которой ребята за год без мучений изучают семилетнюю программу. Отбора в ЭДМШ нет — принимаются все без исключения. И заканчивают все. Конечно, для этого пришлось разработать и игровые пособия — так учиться легче, считает Сергей Белецкий. Он и сейчас занимается с детьми. Два раза в неделю ездит в Петропавловскую среднюю школу за 300 км от Омска, куда специально привозят детей со всего Муромцевского района. Денег за это не берет — пытается доказать, что его система не только эффективнее, но и дешевле: в семь раз сокращается срок обучения, соответственно, и затраты. И обучает родителей.

– Мамы и папы, заставляющие своих сыновей и дочерей до зубного скрежета повторять гаммы — как правило, именно те люди, которые не сумели воплотить в жизнь свою мечту стать музыкантом, — объясняет Сергей Владимирович. — А значит, надо помочь им, научить, чтобы они могли дать знания своим сыновьям и дочерям.

Счастливые взрослые

– Музыкальную школу я не окончил, — рассказывает композитор Всеволод Пушкарев. — Из училища вышибли все по той же причине: сольфеджио не давалось, с музыкальными диктантами была проблема. А музыка в душе звучала. Подался к Сергею Владимировичу Белецкому, и он меня понял. За год я освоил теоретический материал семилетней музыкальной школы, за три месяца — курс училища. Теперь просто выхватываю из головы мелодии, которые создаю.

Никем, кроме как музыкантом, Всеволод себя не представлял, но неудачи на пути к мечте подкосили: прозябал на стройке. Когда начал писать симфонии и сюиты, почувствовал силы изменить не только себя, но и мир вокруг. Теперь 28-летний Пушкарев, в свободное от творчества время, руководит собственным предприятием, занимающимся грузоперевозками.

– Когда претворяется в жизнь мечта, хочется творить! — объяснила 65-летняя Наталья Ивановна Карцева, бухгалтер по профессии. — Я после занятий летаю. Старое пианино дома стояло, как памятник несбывшимся надеждам. А теперь ведь и внукам стало интересно, что это вдруг бабушка с него пыль сдула: стучит по клавишам да приплясывает, как молодая. А я и правда будто помолодела лет на 20.

В 2010 году на Международном конкурсе старинного и современного романса «О России и для России» только омичи рискнули спеть без инструментального сопровождения — Татьяна Гавриляк и Сергей Кокотин. Это были ученики Сергея Белецкого, заслуженного работника культуры России, три месяца прозанимавшиеся по его методу. После конкурса Татьяна бросила свою престижную должность юриста предприятия и ушла в ресторан.

Дмитрий Белан, бывший полицейский, сейчас пишет музыку для театра и кино — в мелодраме «Счастье по контракту» звучат только его мелодии. А молодая семья врачей одну на двоих профессию не поменяла, но жить стала веселей:

– Мы теперь даже ссоримся красиво, — смеется Светлана Чернова. — Сначала как-то случайно получилось: после занятий на едкое замечание мужа ответила пением. Так и пошло. Чем недоволен, выразить можешь, но оскорбить друг друга уже не получается — не ложатся плохие слова на музыку.

Задача Белецкого — научить инженеров и бухгалтеров, мастеров и водителей не столько играть на фортепиано или профессионально петь, сколько быть собой. В трудах сибирского медика и биофизика Влаиля Казначеева он прочел про синдром витальной неудовлетворенности — люди, понявшие, что не выполняют свое предназначение, страдают физическими и психическими недугами в три раза чаще, чем те, кто воплотил в жизнь детские мечты.

«Инвалиды не верят, что интересуют кого-то» Далее в рубрике «Инвалиды не верят, что интересуют кого-то»С какими проблемами городской среды в Омске борется Борис Мельников — ученый-историк и защитник прав людей с ограниченными возможностями здоровья Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»