Маршрутки идут на таран
Фото: Кирилл Счастливый

Фото: Кирилл Счастливый

Омские перевозчики просят «Единую Россию» защитить их от криминала

В Омске предприниматели жалуются на бездействие правоохранительных органов и городского департамента транспорта, которые не в состоянии прекратить маршрутные войны. Так местные СМИ окрестили разборки водителей «Газелей», приводящие к разбитым лобовым стеклам, проколотым шинам и «стрелкам» на конечных остановках.

«Стрелка» на Стрельникова

Ситуацию, которая сейчас сложилась на омском рынке маршрутных перевозок, предприниматели называют возвращением в 1990-е, когда в стране процветал рэкет, и беспрепятственно действовали криминальные группировки. По крайней мере методы конкурентной борьбы весьма похожи. Неизвестные люди в масках подходят к маршрутке с молотками и бьют стекла. Водитель пытается догнать нападавших, однако один из них стреляет ему в лицо из газового баллончика. Эту картину в августе текущего года пассажиры наблюдали на конечной остановке «Улица Стрельникова». Метание кирпичей в лобовые стекла стало массовым явлением. Причем это происходит во время движения транспорта, в салоне которого находятся пассажиры. Безопасность людей никого не волнует, главное  — вытеснить с маршрута конкурента. Еще одной «фишкой» является использование автомобилей-торпед. Дешевые старые машины врезаются в «Газели», водители которых якобы не справились с управлением. Обычно в этом случае происшествие квалифицируется полицией не как умышленное причинение вреда имуществу, а просто как ДТП.

Пострадавшие утверждают, что все началось в марте текущего года после объявления результатов открытого конкурса на оказание транспортных услуг, в котором приняли участие коммерческие и муниципальные перевозчики. Победителями стали 3 730 автобусов различной вместимости, 152 троллейбуса и 75 трамваев. По правилам проигравшие перевозчики должны были уйти с маршрута, уступив место победителям конкурса. На деле на одном направлении продолжили работать и те и другие. Это и стало причиной конфликтов коммерсантов, считает предприниматель, попросивший не называть свою фамилию.

- Победителям просто не дают работать. Чтобы остаться на маршруте, проигравшие участники конкурса обращаются к криминалу. Тогда в дело вступают уголовные элементы, гастролеры, которым платят деньги за участие в разборках. Они и учиняют «беспредел», — рассказывает «Русской планете» перевозчик. — Самое интересное, что победители конкурса также вынуждены обращаться к криминалу, чтобы реализовать свое право на работу. Естественно, за определенное вознаграждение либо долю в бизнесе. Предприниматели, которые не хотят платить, напуганы, а водители отказываются выходить на линию, потому что боятся. К сожалению, в данной ситуации ждать помощи от прокуратуры и полиции не приходится. На многочисленные обращения мы получаем одни лишь отписки и отказы в возбуждении уголовного дела.

По словам председателя «Межрегионального независимого профсоюза работников автотранспорта» Владимира Занина, разборки «газелистов» существовали и ранее. Но все, как правило, ограничивалось битьем стекол, уточнил он в беседе с корреспондентом «Русской планеты». Маршрутные войны, по его мнению, продолжаются из-за пассивности городских властей и полиции, которые не вмешиваются в происходящую ситуацию. Согласен с ним и руководитель некоммерческого партнерства перевозчиков «Безопасный город» Иван Меняйлов.

- Человек, проигравший в конкурсе, не хочет уходить с маршрута и продолжает ездить. Создаются дублирующие маршруты, конкуренция возрастает. Как решать проблему? Нужно один раз оштрафовать нарушителя, и он поймет, что так больше делать нельзя. Сейчас контролирующие органы, которые должны заниматься наведением порядка на рынке, ничего не делают, — говорит Меняйлов корреспонденту «Русской планеты».

Как отмечает депутат Заксобрания Омской области Андрей Алехин, летом текущего года региональный парламент принял поправки в КоАП, по которым перевозчикам, работающим без заключения соответствующего договора, то есть нелегалам, грозят крупные штрафы. Для должностных лиц — от 10 до 30 тыс. рублей, для юридических— от 50 до 300 тыс. рублей. При повторном административном нарушении для должностных лиц штраф повышается до 50 тыс. рублей, а для организаций — до 500 тыс. рублей. По мнению депутата, транспортная проблема в Омске может решиться, если все маршрутные такси станут муниципальными.

- Город должен приобрести свой транспорт, работающий в режиме маршрутных такси. Понятно, что для этого необходимо потратить сколько-то денег. Но это дело выгодное. В местный бюджет начнут поступать налоги, которые городу сейчас просто необходимы, — объясняет «Русской планете» Алехин.

Беспокойство на рынке маршрутных перевозок многие участники связывают с деятельностью организации «Автодор», которую возглавляет известный в городе предприниматель Николай Артемьев. В частности, ей приписывают введение системы ежедневных денежных сборов с водителей «Газелей», так называемых «счетчиков». Суть сводится к тому, что на конечной остановке сидит человек с тетрадкой, в которой фиксируются маршрутки, и затем за определенную сумму денег он решает, кто и когда отправится в рейс.

- Я так понимаю, что речь идет о диспетчерах. Люди работают с 6 утра и регулируют поток движения, чтобы не было затора. Это не вымогательство, не крышевание и не рэкет, а попытка решения проблемы очередности выхода на маршрут. И это хорошо, — убежден Владимир Занин.

А Иван Меняйлов признается, что вообще не слышал ни о каких случаях вымогательства:

- Это сумасшедшие выдумки отдельных предпринимателей. Ничего такого нет.

Проигравших не отправишь на Луну

Тем не менее у «Автодора» в городе недоброе реноме. В прошлом году руководитель саморегулируемой организации «Омские перевозчики» Владимир Геворгян назвал Николая Артемьева руководителем ОПГ. Случилось это после очередной стычки конкурентов. В результате два человека были госпитализированы с ножевыми ранениями и огнестрельным ранением лица. Однако позже Геворгян отказался от своих обвинений, пояснив, что с Артемьевым его связывают деловые взаимоотношения.

О ситуации на рынке маршрутных перевозок и об отношениях с лидером «Автодора» Геворгян разговаривать не захотел.

- У всех своя правда. Не хочу влезать ни в чьи разборки, — заявил он корреспонденту «Русской планеты».

Зато у Артемьева нашлось что сказать. Такие организации, как «Автодор» и «Омские перевозчики», считает предприниматель, способствуют формированию стратегии развития современного рынка пассажирских перевозок:

- Рынок криминализирован и совершено не регулируется. Такая ситуация сложилась в Омске давно. Люди привыкли к этому и живут, как в каменном веке. Чтобы исправить ситуацию, наша организация разработала стратегию развития рынка, которая была отправлена департаменту транспорта на рассмотрение. Нам ответили, что у них есть своя стратегия. Одно из предложений «Автодора» — ввести льготный проезд в маршрутных такси, как в муниципальном транспорте, — пояснил он «Русской планете».

Прокомментировал он и обвинения в свой адрес. По его словам, он не знает о существовании «счетчиков». На конечных остановках «Автодор» открыл диспетчерские пункты, где работают медики и механики, которые осуществляют предрейсовый осмотр водителей и транспорта. Стоимость услуг — от 3 до 5 тыс. рублей в месяц. Договор об оказании таких обязательных услуг с организацией может заключить любой перевозчик. Свою причастность к силовым разборкам «газелистов» предприниматель отрицает:

- Если ситуация выходит за рамки правового поля, то пусть пишут заявления в полицию. Это их вопрос. Наша организация работает в рамках правового поля, соблюдает все лицензионные соглашения, — утверждает Артемьев.

Директор департамента транспорта администрации Омска Олег Осинский не согласен с обвинениями предпринимателей в пассивности и безучастности. По его словам, конфликты между конкурентами разрешаются в его рабочем кабинете, куда приглашаются все стороны. Такие встречи проходят чуть ли не ежедневно.

- Человек работал на маршруте, но его сосед подал заявление на конкурс и выиграл его. А что теперь делать c проигравшим, отправлять его на Луну? У нас нет рычагов воздействия на перевозчиков, мы не можем сказать им, чтобы они ушли с рынка. Федеральное законодательство разрешает ездить при наличии лицензии, с этого года Минтранс даже отменил схему маршрута, которую ранее необходимо было утверждать в департаменте транспорта. В связи с этим на местном уровне наша задача — легализовать тех, кто не выиграл конкурс, то есть всем дать работу. И мы предлагаем им новые маршруты, — комментирует «Русской планете» руководитель ведомства.

Осинский признается, что после проведения конкурса зафиксированы нарушения, среди которых и осуществление пассажирских перевозок на чужом маршруте. По всем случаям ведется проверка. Ежедневно в город выезжают пять контролеров — сотрудников отдела контроля департамента транспорта. Уже составлено около десяти протоколов об административных правонарушениях.

По информации прокуратуры Омской области, в августе-сентябре 2013 года в правоохранительные органы города Омска поступили заявления от индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки по маршруту № 322 Улица Стрельникова — МСЧ-9. В сообщениях указано о неоднократных фактах повреждения маршрутных такси со стороны посторонних граждан и незаконных требованиях выплаты водителями денежных средств за выход в рейс.

- По результатам рассмотрения заявлений 8 октября отделом дознания ОП № 6 УМВД России по городу Омску возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 167 УК РФ (умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба). По заявлениям о повреждении стекол автомобиля «Газель» на конечной остановке «Улица Стрельникова» и капота автомобиля «Газель» в районе остановки «Рыбный рынок» в настоящее время проводятся проверочные мероприятия. Кроме того, ОУР УМВД России по городу Омску организована и проводится проверка по факту вымогательства у водителей маршрутных такси денежных средств, — сообщили «Русской планете» в пресс-службе региональной прокуратуры. 

Несмотря на принимаемые меры, пострадавшие предприниматели уверены, что полиция борется со следствием, не вникая в причины происходящего. На прошлой неделе перевозчики направили коллективное обращение в Омское региональное отделение партии «Единая Россия». В нем они просят партию власти взять под свой контроль ситуацию на рынке пассажирских перевозок и покончить с криминалом.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»