Крылатая машина времени
В кабине самолета. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

В кабине самолета. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

Бизнесмен из Омской области пилотирует самолеты, вошедшие в историю

Предприниматель Александр Андреев из села Марьяновка Омской области выкупает старые самолеты, реставрирует их и путешествует вместе с друзьями. Он дважды побывал в северном городе Диксон, летал в Крым и Владивосток. Корреспондент «Русской планеты» встретилась с пилотом-любителем и даже поднялась в небо вместе с ним.

– Я лечу! — Кричу, зажав микрофон пальцами, чтобы не оглушить пилота Александра Андреева. Наушники снимать нельзя — в четырехместном самолете «Cessna» грохот такой, будто мимо проносятся поезда.

Самолет совсем не похож на солидные «Ту» или «Боинги», на которых возят пассажиров в дальние рейсы. Это нечто вроде огромной стрекозы — почти прозрачные крылышки, тонюсенькие ножки-шасси. Чтобы подняться в воздух, двое мужчин выкатили аппарат из-под навеса на взлетную полосу. Аэропорт в райцентре Марьяновка, где находится ангар Александра, на солидные машины не рассчитан.

– Самолет всегда хочет поднять вверх хвост, а я его осаживаю. Чем больше осаживаю, тем больше увеличивается сопротивление. Конструкция-то старая, 1951 года. «Cessna» была придумана для военных, во Вьетнам поступала на вооружение. Та была неудачная — два двигателя, но второй нужен только в случае отказа первого, а первый ест топливо, как лошадь. В гражданской авиации самолет легче на тонну, имеет один двигатель и летит быстрее. Вот на нем и поднимемся, — увлеченно рассказывает Александр. — Да, скорость-то небольшая — всего 300 км в час. Это практически безопасно! Вероятность того, что вы попадете в дорожно-транспортное происшествие по дороге в аэропорт в 100 раз выше, чем в авиакатастрофу.

Небо и женщина

Первый самолет бизнесмен Александр Андреев купил в 2007 году. Сначала в одиночку чистил, клеил, переставлял детали…

– Не наигрался в детстве в самолетики, — смеется над собой 46-летний пилот. — Посадил дерево, построил дом, вырастил дочь и сына — 22 и 26 лет. Что еще делать? Человек должен чем-то заниматься, иначе — пьянки, женщины…

– Самолеты лучше женщин?

– Мороки столько же, но самолету я ничего не должен. Перемещаться в воздушном пространстве — огромная степень свободы. Для меня ведь это не бизнес, а хобби. Первый был тихоход большой грузоподъемностью АН-2, летал на 500 км от города. Мне он стал неинтересен, продал, купил другой, сейчас уже седьмой отремонтировал. Почти приблизился к идеалу — «Cessna» может пронестись 3,5 тыс. км. К тому же почти весь авиапром СССР развалился после 1991 года, сейчас отремонтировать «Як» и «Ан» дороже, чем исправить импортный, а самая большая проблема в том, что невозможно купить запчасти — производства нет. Обслуживание «старенькой иномарки» соизмеримо с обслуживанием автомобиля. Покупаю за границей старые, но работающие аппараты — 40–60 лет, ресурс еще не выработан. Реставрирую, летаю сам, вожу друзей на рыбалку, охоту, путешествую. Не могу сказать, что для меня купить самолет — просто. Понял, что не могу без неба в 30, и только в 40 сумел накопить на первый самолет. Не олигарх я, приходится много работать. Зато теперь не завишу от расписаний — сажусь и лечу: в Крым, во Владивосток, в Карелию. А женщины… Ну, куда от них деться? Частенько беру с собой жену.

Александр Андреев из села Марьяновка. Фото из личного архива.

Александр Андреев из села Марьяновка. Фото из личного архива. 

После ремонта самолет проверяет летчик-испытатель, приезжает специальная комиссия, делает комплексную проверку. Только получив сертификат годности Межрегионального транспортного управления можно летать. Правда, нужны еще права. Водительские удостоверения всех категорий вплоть до тракториста у Андреева есть, квадроциклы и маломерные суда тоже освоены. Экзамены по пилотированию самолетов и вертолетов — пожалуй, самые сложные.

– Сначала учился в ДОСААФе, потом в Казанском авиационном центре. Начал с 2000 года, постепенно осваиваю разные самолеты. Хуже всего медкомиссия. Проверяют, как Гагарина! Маску на голову надевают, психолог полтора часа терзает. Я же не коммерческий пилот, перевозками не занимаюсь. Просто с советских времен нормативы не пересматривали.

Прошлое Александр вспоминает чаще с ностальгией. Ангар, где ремонтируются самолеты, завешен портретами Ленина, переходящими вымпелами и лозунгами страны Советов.

– Была бы машина времени, я бы вернулся в 70-е.

Полет на Север

Александру в летном деле с удовольствием помогают 25-летний Алексей Зотин и 30-летний Александр Бронников. Алексей — позолотчик, собирается поступать в вуз, Александр — бизнесмен и педагог по совместительству. Зотину все интересно, Бронников прибился к ангару от тоски — два года назад закрыли авиакружок, который он вел.

Отчаянный перелет до Диксона Александры совершали вместе. Первый — в 2013 году. В нем приняли участие три современных воздушных судна малой авиации. Андреев хотел повторить перелет легендарного полярного летчика Василия Молокова 1935 года, преодолевшего более 5 тыс. километров:

– Побывать в Заполярье — дело чести для каждого пилота. Тем более на Диксоне, самом северном в мире населенном пункте. Хочется быть похожими на тех парней, которые покоряли Заполярье, окунуться в ту эпоху. Потому и в военную форму оделись. Я летел на ПО–2 в открытой кабине, как Молоков 80 лет назад. Когда небо бросается тебе прямо в лицо, это удивительное ощущение. Полярные летчики начала XX века прошли этот маршрут без навигаторов, спутниковых телефонов и прочего современного оборудования, а мы в 2013, выходит, не можем?

Деревянных ПО-2 — «небесных тихоходов» —  в России, по словам Александра, осталось не больше пяти. Большинство ушло в металлолом. Он умудрился купить экземпляр у таких же энтузиастов, как сам — старики-авиаинженеры собрали его по чертежам 1939 года. На полеты уже не хватило сил…

– Мало сейчас осталось таких людей и таких самолетов... — вздыхает Александр.

Фото: Наталья Яковлева.

Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

Через год отправились вдвоем с Александром Зотиным на север, ничего никому не доказывая — просто хотелось вернуться на Диксон. Уже на «Cessna», машине времени:

– Это удивительное место, удивительные люди. У них жизнь ни сколько не изменилась с советской поры. Живет чуть больше 600 человек, 134 из них — дети. Живут небогато — там все очень дорого из-за трудностей доставки. Полярная ночь, температура летом выше +6 Со поднимается редко. Но живут там дружно. Нет ни наркоманов, ни алкоголиков, ни полиции с прокуратурой — правоохранителей заменяет один участковый. Машины не только не запирают, но и оставляют в них ключи зажигания — а вдруг кому-нибудь срочно понадобится? Когда протоку между поселком Диксон и островом, на котором находится аэропорт, забило льдом, местные жители три дня перевозили для нас бочки с топливом на лодке. Мы попытались заплатить, они обиделись: разве же дело в деньгах? Теперь у нас на Диксоне много друзей, мы обязательно туда вернемся еще не раз. 

«Бог забыл, и власть не вспоминает» Далее в рубрике «Бог забыл, и власть не вспоминает»Как живут люди после наводнения в деревне под Омском Читайте в рубрике «Титульная страница» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»