«История лежит у нас под ногами»
Парты и школьная форма советских лет в музее просвещения. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

Парты и школьная форма советских лет в музее просвещения. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

Корреспондент РП побывала в единственном в России государственном музее просвещения в Омске

Заместитель директора Омского областного музея просвещения Ольга Решетникова через лабиринты коридоров проводит меня в школьный кабинет — кажется, тот самый, куда я пришла впервые в начале 70-х. Старенькие парты с удобными откидными крышками, куда можно пластилином прилепить шпаргалку. Строгий учительский стол, покрытый дермантином, доска, с которой никак не хотел стираться мел, стоячие счеты, щелкавшие при каждом движении «костяшек».

– Целую «партийную» историю можно писать — парты ведь менялись вместе со школой, — улыбается Решетникова. — Это наш учебный класс. Все смеялись 10 лет назад, когда мы их собирали. А не так давно в московский музей Победы на Поклонной горе парта потребовалась — нас попросили привезти, ближе не нашли. За этими партами можно сидеть, писать пером. Детям интересно, а родителей вообще отсюда не вытащишь — сядут за парты и вспоминают…

Перо выпадает из рук, ляпая кляксой на промокашку — я держу его первый раз в жизни: как раз в начале 70-х в СССР наладили производство шариковых ручек.

– Это не так просто, — смеется мой гид. — Лишние чернила захватывать нельзя, буквы надо выводить аккуратненько, бумагу не царапая. Вроде нехитрое дело, а как развивало мелкую моторику!

За последней партой — «глубокоуважаемый шкаф», как говорит Ольга Решетникова, любовно поглаживая старое вишневое дерево. Здесь в честь Года литературы стоят старинные тома Пушкина, Гоголя, Ахматовой.

Году литературы посвящена и экспозиция «Девичий альбом». В конце XIX — начале XX века гимназистки переписывали в них стихи о верности, дружбе, природе, первой любви. И совсем другие произведения — в послевоенных альбомах: «Синий платочек», что-то свое — «…Ты где-то, может, раненый лежишь, а я тебя все жду…». Даже почерк другой, взрослый.

В учебном классе музей проводит лекции и встречи со спикерами. Стенды рассказывают об истории ликбеза в Омской, тогда Акмолинской области. Жительница Омска Ляля Алимова, чьи родители и тетя были культармейцами, принесла сюда старые фотографии, справки, книжки и даже собственную шляпку. «Наша сила — наша нива», — так называется сельскохозяйственный букварь для взрослых, отпечатанный на серой бумаге в 1923 году.

– Это был настоящий третий фронт, — объясняет замдиректора. — В Уголовном кодексе появилась статья за отказ взрослого человека посещать курсы ликбеза. Увы, история сделала свой виток. Мы снова безграмотны, правда на другом уровне. Нам не нужно проверять орфографию — это делает компьютер, не обязательно ставить запятые в смс. Мы рассказываем и показываем учителям и литературы, как она преподавалась прежде. Важно было не только книгу прочесть, понять, высказать свое мнение, но и составить собственный текст на основе образца. Сейчас педагоги едва успевают рассказать новую тему, а порассуждать с детьми, выслушать их уже некогда. Собственный полноценный текст ученик написать не в состоянии. Выходит из школы такой полуфабрикат, который не способен мыслить, не может из потока информации вычленить нужную, обдумать ее. Школа многое приобрела, но многое потеряла, и нужно как-то восполнять эту потерю. Вот мы и пытаемся помочь нашим посетителям получать другие уроки — наглядные, где можно потрогать историю, ощутить дух культуры.

Музей, основанный учителями

У музея богатая история: еще в 1897 году в учительской семинарии «Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области» по инициативе его первого председателя Митрофана Водянникова открылся педагогический музей. Дело продолжил педагог Константин Ельницкий, автор работ по методике преподавания разных дисциплин, основанной на духовно-нравственном аспекте — они были запрещены после революции, поскольку понимались как религия. В 1937 музей преобразовали в отдел Института повышения квалификации кадров народного образования, на чем, собственно, и закончилась его деятельность. Но ветераны педагогического труда не успокоились и упорно добивались создания музея образования.

Директор музея просвещения Игорь Скандаков. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

Директор музея просвещения Игорь Скандаков. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

– В 1995 году я работал на историческом факультете Омского государственного педагогического университета, которым тогда руководил Иван Васильевич Меха, — рассказывает директор музея просвещения Игорь Скандаков. — Он мне и поручил проработать вопрос. Но тут как раз вышел закон, который запретил ведомственные и общественные музеи, оставив только зарегистрированные государственные. Кстати, новый закон об образовании ничего не сообщил о статусе школьных музеев, они и сейчас в подвешенном состоянии: без них жить нельзя, а как регистрировать госучреждение внутри школы — непонятно. Мы за три года собрали сохраненные ветеранами экспонаты, подготовили документацию, комитет по образованию нашел помещение, ставки, и в январе 1998 года губернатор своим указом учредил государственное учреждение «Омский музей истории народного образования». Довольно долго мы существовали между культурой и образованием, пока в январе 2007 года не были переподчинены Министерству культуры. И это принципиально. Может, и есть музеи просвещения в школах, училищах, но они не имеют статуса государственных, а уж Музей просвещения областного уровня в России оказался только один.

Схемы русских компьютеров

Для чего, например, музею, не связанному с техникой, раскапывать историю создания компьютера, вроде бы известную всему миру? Оказалось, и в ней есть белые пятна.

– Мы отыскали технические средства: лингафонные кабинеты, диапроекторы, магнитофоны, приемники, арифмометры — все, что помогает учиться. Нашли и совершенно уникальные вещи, например компьютер, собранный в Омске по омским схемам. Фирма до сих пор существует, но конкуренции с западными схемами не смогла выдержать. Хотя в 1989 году они придумали даже сенсорные кнопки, апробировали их на магнитофонной ленте.

Больше того, музей устроил встречу с изобретателем Арсением Гороховым. Именно он в 1968-м получил авторское свидетельство на «Устройство для задания программы воспроизведения контура детали», названное им «Интеллектор», аналогов которого эксперты в мире не нашли. Но на промышленный образец денег, как водится, не нашлось, напрасно Горохов обивал пороги высоких инстанций. Никто не понимал, что это такое и для чего нужно. Поняли американцы, видимо прочитав в 1970 году статью Горохова в «Бюллетене изобретений, открытий и товарных знаков». И в 1975 году, повторив решение омского изобретателя, фирма «Apple Computers» выпустила первый в мире компьютер.

Предметы старины в музее просвещения. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

Предметы старины в музее просвещения. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

– Нам, кстати, преподаватели технических вузов спасибо за такую выставку говорили, — улыбается Скандаков. — Мы провоцируем интерес к науке, к инженерным специальностям в том числе.

История в музее просвещения преподается тоже необычно. В первом издании Большой Советской энциклопедии некоторые страницы заклеены, вырваны, или просто некоторые фамилии замазаны синей тушью — библиотекари работали ночами после очередного указа. А в букваре 1953 года портрет Сталина исчеркан так, что почти порван — видимо, досталось семье. Большинство экспонатов — из личных архивов омичей: сотрудников, их знакомых, посетителей.

– Есть уже постоянные, можно сказать, сотрудники, хотя и внештатные, — говорит Скандаков. — Например один замечательный краевед, которому нравится искать старые вещи. Недавно передал нам 100 нательных крестиков, самых разных. Много лет назад чистили дно Омки, выгребли много глины, ила, и вот он ходил, копался в этом. Строго говоря, это не коллекция — материальную ценность там представляет пара-другая крестиков. Но это сохранение истории, передача традиций. Там же добыл для нас замечательную коллекцию чернильных бутылочек, некоторые, закупоренные, даже с остатками, да такими, что сейчас писать можно!

Древности как помеха для стройки

Один из источников музейных экспонатов — Усть-Тара, деревня за 300 км от Омска. Уникальное место: на площадке в 15 км вдоль Иртыша и на 3 км вглубь от берега расположены больше сотни археологических памятников от неолита до позднего средневековья: стоянок, поселений, городищ, курганов. С 1987 года Скандаков, тогда еще сотрудник педагогического университета, каждый год возил туда школьные и студенческие экспедиции. Именно молодежь раскопала под Усть-Тарой семь удлиненных женских черепов, до сих пор не дающих покоя ученым: это инопланетяне, жрицы или просто модницы пятого века?

– Долгое время музей занимался экспедициями: обеспечивали научное сопровождение, программу, лагерь. Детей привозили лучшие учителя Омской области. В последние годы, правда, проблемы с финансированием. А как понять историю, не работая в поле? Она снова не нужна? Вот у нас экспонаты — элементы глиняной посуды, можно определить век, понять, чем жили люди. Вот кости — надо, значит, за помощью к палеонтологам обращаться: какие животные, в какой период обитали, в каком климате. Это все делают дети — для этого мы и придумали свои музейные уроки. Деревни вокруг Усть-Тары гибнут, но мы успели что-то найти. Татарская семья подарила нам средневековый Коран на арабской вязи со вставками. В одном доме отыскали наглядные пособия 1944 года! В Киргапе нашли стоячие счеты. Знаете, какая проблема их теперь добыть? Обычную школьную доску — и то непросто. Их меняют на современные, бросают где-то во дворе, надо успеть узнать об этом... История валяется под ногами, а мы хотим, чтобы наши дети научились уважать прошлое.

Так выглядит музей просвещения снаружи. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

Так выглядит музей просвещения снаружи. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

В начале октября в соседнем с музеем здании во время земляных работ обнаружили артефакты возрастом в три тысячи лет.

– Слава богу, что работали питерские строители, видимо более просвещенные, поэтому действовали в тесном контакте с археологами, — вздыхает Игорь Скандаков. — Всего-то два метра земли сняли и обнаружили пять могил с останками людей, украшениями из бронзы, оружием. Сдвинули сроки работ, чтобы археологи успели свое дело сделать. Два метра земли, а под ними — тысячелетия! И мы благодаря этому уже знаем, что в устье Оми три тысячи лет назад жило племя, которое оставило свои следы в земле. Когда Успенский собор восстанавливали в Омске, церковь и попечительский совет тоже настояли на работе археологов, и удалось найти тайное захоронение священномученика Сильвестра. На Воскресенском откопали плиту с именами без вести пропавших в Русско-японской войне, видимо укрепленную на стене. Любые земляные работы, особенно в центре города, приводят к ценным находкам. Но часто они — просто помеха для строительства. А надо на опережение работать — раскопки перед строительством вести, а не из-под ковша древности доставать. И ведь закон гарантирует археологическое наблюдение. Но если 100 лет назад наши предки занимались ликбезом, то нам сейчас нужно бороться за ликвидацию «безпросвета». Нужно просвещение — связка культуры, образования и воспитания. 

«Не бывает бездарных детей» Далее в рубрике «Не бывает бездарных детей»Педагог из Омска — о том, как уберечь ребенка от травли в школе, пережить ЕГЭ и привить любовь к культуре Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»