Революция в Уленкуле
Администрация села Уленкуль. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

Администрация села Уленкуль. Фото: Наталья Яковлева / «Русская планета»

Как первая женщина, ставшая главой села, изменила жизнь сибирских татар

Сто километров от райцентра Большеречье до Уленкуля мы тряслись в древнем уазике комитета по образованию.

– Он, конечно, старый, но крепкий, — объясняла председатель сельского комитета по образованию Валентина Шульгина, когда мы забирались в машину. — Иначе мы с вами из Уленкуля не выберемся, если, не дай бог, дождик капнет — там 35 км от трассы не заасфальтировано.

Мы едем в сельскую школу.

– Глава поселения Лейла Мавлетдиновна Мухаметшина — учитель. Все равно сначала в школу надо, даже если она вас в сельсовете ждет.

– Зачем?

– Полагается первым делом в музеи сходить. Уважить память предков. Традиция такая…

Потомки пророка Мохаммеда

В деревне с населением в 600 человек работают четыре музея. Три — в школе, один — в Центре татарской культуры.

В школе нас встречает директор Ахметвали Давлетбагин и Залифа Рахмангулова — учительница краеведения и руководитель Центра татарской культуры.

– Посещают жители музеи? — интересуюсь я, услышав, что самому старому из них уже 30 лет.

– А как же! На праздник — в мечеть, потом ко мне. Тут же вся наша история. Вот генеалогическое древо Шиховых до 50-го колена. Это потомки шейхов, шли в Сибирь еще в XVI веке из Средней Аравии караванами с целью исламизации. Тут уже смешались с аборигенами — сибирскими татарами. Я у нас в селе насчитала 29 человек с фамилией Ниязовы, считается, что самая распространенная татарская фамилия в Омской области, и 42 Шиховых! А Шиховы — потомки внука пророка Мохаммеда. Это мы все сверяли с Санкт-Петербургским и Тобольским архивами. Генеалогию сибирских татар никто точно определить не может. И в столыпинскую реформу татары в Сибирь ехали, и в сталинские времена их сюда ссылали, и аборигены были, смешались все. Вот, видите, — показывает фотографию Залифа, — это сестра моего деда, они в 1907 году ушли в Турцию. И сейчас там живут, только называют себя бухарскими узбеками — вроде бы предки из Бухары в Сибирь пришли, они и забыли, что татары. А говорят на нашем, сибирско-татарском диалекте. Третье поколение уже хранит язык.

– Мы собираемся из четырех музеев сделать один большой — первый сельский краеведческий в районе! — вклинилась в быструю речь экскурсовода председатель комитета по образованию. — Тут экспонатов — тысячи. Я уже который раз смотрю, а все новые открываю. Письма с фронта люди сохранили, видите. А больше всего вот это шапочка мне нравится.

– Сараот — головной убор сибирской татарки, — тут же разъясняет Залифа. — Ему 200 лет. Вышит золотой нитью и речным жемчугом. Даже в областном краеведческом музее такого нет.

Деревне Уленкуль исполнилось 364 года. Когда-то, по словам краеведа, она была богатой. Жили здесь скотопромышленники в двухэтажных домах. Революция и коллективизация добрались до татарского селения не сразу — дороги не было. Советская власть вспомнила про Уленкуль только в 1924 году, когда вспыхнул большой пожар, и сгорело полдеревни.

Но первую дорогу — 35 км от трассы — построила только недавно учительница татарского языка Лейла Мухаметшина, избранная главой поселения 10 лет назад. Не сразу — 4 года ушло, чтобы объяснить односельчанам: без их помощи проблему не решить. На сходе каждый скинулся, по сколько мог — 121 тыс. рублей набралась.

С главой села мы встречаемся в школе.

Лейла Мухаметшина. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

Лейла Мухаметшина. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

– Не я построила — люди, — вспоминает она. — Ведь ужас, что было — после дождя озера разливаются, не едешь, а плывешь. Ну, это в лучшем случае, а в худшем — автомобиль почти на руках по грязи несешь. Наняли двух хороших мужиков, они дорогу подняли грейдером — получилась трасса, хоть и не асфальтированная, но уже не проселок. А был бы у меня асфальт! Субботники организовали, вырубили деревья на 12 м от центра дороги, как полагается. Сейчас опять заросло кустарником во многих местах, ветром не продувает, не сохнет, вот машины и вязнут. Надо бы опять субботник устроить, но не знаю, осилим ли.

– Хороших мужиков не осталось?

– Молодых не осталось, — вздыхает Лейла. — На 600 уленкульцев — человек 40 только до 35 лет. И я тут тоже провинилась. Когда в 1982 году в Казанский университет поступила, поняла, что в Татарстане наш диалект не понимают. Вернулась домой с дипломом и уже 25 лет преподаю татарский язык и литературу. Это же наша культура, которая всех объединяет. Вожу ребятишек в Казань на национальные олимпиады по языку. Только они, к сожалению, видят, что там жизнь поустроеннее, и уезжают от нас. У нас единственная средняя школа в области, где татарский преподается до 11 класса. У меня самой трое детей, дочь медицинскую академию заканчивает, приедет в Большереченский район работать, договорились уже с ней. А старший сын в автодорожном учится, у него специальность — механизация нефтегазового оборудования, так я и не зову даже. Младшему —12, он один со всеми делами по дому справляется. Я-то мама плохая — ухожу ни свет, ни заря, возвращаюсь за полночь.

Хозяйка села

По словам Валентины Шульгиной, Лейла Мухаметшина совершила революцию. Она стала главой поселения, центром которого является Уленкуль, а вокруг еще четыре деревни: Каракуль, Тусказань и Черналы. Никогда за всю историю — и дореволюционную, и советскую — не руководила поселением женщина.

– По мусульманским обычаям женщина дома должна сидеть, с детьми нянчиться, с хозяйством управляться. Но я же в университете училась, да и молодая была, сама себя выдвинула, — смеется 49-летняя Лейла.

Начала она работу с укрепления традиций: с уборки кладбищ. Теперь все четыре погоста ухожены. Сабантуи проводятся рядом с оградкой кладбища.

– Это сближает село. Люди принесут, что могут, кто-нибудь из них и барана подарит, варим на кострах в больших котлах еду на всех. И предков почтим, и о проблемах поговорим. Так слово до сердец доходит лучше.

Основательная остановка, уличное освещение, вышка «Мегафона» появились в Уленкуле с легкой руки главы. Начал ремонтироваться фельдшерский пункт, выделили для поселения экипаж скорой помощи.

– Мы ведь уже и не думали, что нужны кому-то, — рассказывает Ахметвали Давлетбагин. — Школу, правда, никогда не забывал комитет по образованию. А все остальное было заброшено. Не жили — выживали. Лейла Мавлетдиновна команду организовала — депутатов всех поселений собрала, старост назначила. Потихоньку в самом деле и положение стало меняться, и мы себя людьми начали чувствовать. Задумались тогда у нас и верующие, и неверующие — а ведь вправду женщина-то лучше, как хозяйка, не только в доме, но и в селе.

А Лейла огонька в огонь подбросила на очередном Сабантуе — что же это у нас сельскохозяйственный производственный кооператив есть, а прибыли — нет? Мужчина руководит, да не идет дело. Выдвинула свою кандидатуру — бухгалтера Наилю Кармушакову. Проголосовали за нее на сходе единогласно.

– Ей тоже трудно приходится, — вздыхает Лейла. — Это я по молодости предложила, по глупости. Сейчас бы, может, пожалела женщину. Пашет Наиля, вывела СПК из упадка. Вот нынче уже надаивают по 3 тыс. литров с коровы, а еще в прошлом году выше 1,7 тыс. не поднимались. 50 голов нетелей прикупили в СПК в этом году. Только доить их некому. Не хотят женщины доярками быть. Зарплата небольшая, ответственности много, возраст опять же. Плюс традиции и свое хозяйство. Ходим вместе по домам, уговариваем на работу идти. Живет-то народ в основном тем, что сам вырастит. У нас самое большое поголовье домашнего рогатого скота в районе — 448 голов. Хорошо, я закупщиков нашла, молоко у нас берут, в любую погоду добираются. Недорого, конечно, дают — по 10 рублей плюс областная доплата 2 рубля 60 копеек, но все прибыль. У нас теперь в каждом дворе — по трактору, а то и по два. Свою молодежь, которая в городе остается, обеспечивают. А со скотниками еще и другая проблема — хороших молодых мужиков и в самом деле почти не осталось, кто не уехал — к бутылке прибился.

Против пьянки — разговоры и культура

Два года назад Лейла затеяла борьбу с пьянством. До 2010 года ей помогала милиция — в каждой деревне был свой участковый. Но после реорганизации в полицию правоохранитель остался только в Каракуле. Приезжает пару раз в неделю.

Мухаметшина обратилась к депутатам Законодательного собрания Омской области, чтобы те приняли закон о запрете продажи алкоголя в ее деревнях. Глава района Василий Майстепанов поддержал Лейлу, предложив ограничить торговлю и в других поселениях.

В селе активно развивается сельское хозяйство. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

В селе активно развивается сельское хозяйство. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

– Не получилось ничего у меня, — вздыхает глава. — Сказали, что это нарушит права человека. Вот если все дружно на сходе проголосуют за запрет, тогда можно его ввести. Только не готов народ к этому.

Лейла Мавлетдиновна не отчаялась.

– Услышу, что кто-то запил, иду к нему домой, разговариваю. Может, и нарушаю права пьяниц, но обещаю, что на следующем Сабантуе выведу перед людьми и объявлю алкоголиком на всю деревню: и перед живыми, и перед мертвыми пускай стыдно станет. Те, кто поумнее, и постарше, пугаются всерьез, да и меня знают, я свои обещания выполняю. А кто помоложе недолго держатся. Но у меня еще один путь есть — развитие культуры в поселении.

В Уленкуле 30 лет не было Дома культуры, хотя петь и плясать тут любили всегда. Собирались в школе, тем более что несколько ансамблей существовали благодаря учителям — «Салават Купере», «Голяр», «Джигиты». Преподаватель музыки прослушивал даже детсадовцев. Старейший коллектив — и по возрасту участников, и по времени возникновения — «Наза» сумел победить в 2010 году в Екатеринбурге на Всероссийском фестивале фольклорного искусства.

Несколько лет назад Мухаметшина все же добилась финансирования: 2 млн рублей выделила область, 300 тыс. — район, 100 тыс. собрали сами.

Клуб открылся в 2014 году, став продолжением Центра татарской культуры. Когда появилась своя сцена, старая деревня будто ожила. Здесь ведь не только поют и пляшут, но и ставят театрализованные представления. Первая и главная премьера была посвящена, конечно, истории — Залифа Рахмангулова давно написала сценарий, рассказывающий о предвоенных годах Уленкуля. Здесь же праздновали и 90-летний юбилей единственного русского жителя села — учительницы русского языка и литературы Клавдии Дмитриевны Чемакиной.

– Наш клуб работает почти круглые сутки. И выставочный зал есть, и музей, и библиотека, — гордится Лейла.

Недавно работать в Дом культуры вернулась, отучившись в Казани на режиссера, 23-летняя Рушания Давлетбагина.

– Лейла Мавлетдиновна позвала, сказала, я здесь больше нужна, — признается Рушания. — С жильем помогла. И в самом деле — я здесь гораздо больше востребована, и работать интереснее.

– Может, и потянется к нам молодежь, — надеется глава сельсовета. — Волнует меня, правда, вот что: сейчас, когда паспорт выдают, пишут в графе о месте рождения не «Уленкуль», а «Районный поселок Большеречье». Как же так? Разве можно родину не указывать? Надо опять к депутатам обращаться. Путь дети помнят родину. А на олимпиады и национальные фестивали в Казань все равно их возить будем — надо, чтобы видели, как можно жизнь устроить, чтобы самим захотелось ее изменить там, где родились. Меня все время переманивают. Как на Совете при Президенте Татарстана выступила, так предложения посыпались о работе. Только куда же я поеду — это моя родина. У меня второй срок кончается, и не хотела я на третий выдвигаться — уже инфаркт один пережила, а мне односельчане говорят: не стыдно о себе только думать? Лишь бы здоровья хватило поднять деревню.

Выборы без народа Далее в рубрике Выборы без народаВ Омске изменили порядок назначения мэра Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»