«Школа не виновата, виновато конкретное лицо»
Фото: Мария Крючкова/ТАСС

Фото: Мария Крючкова/ТАСС

В Омской области директора сельской школы уволили и оштрафовали за оскорбление ученика

В Октябрьской средней общеобразовательной школе после вмешательства прокуратуры уволили директора Бориса Щедрова. Кроме того, экс–руководитель учебного заведения заплатит штраф в 30 тыс. рублей.

По данным ведомства, 3 марта 2015 года Борис Щедров проводил в фойе на втором этаже школы репетицию выступления школьников к конкурсу строевой подготовки. Один из восьмиклассников отказывался выполнять команды.

– Педагог взял подростка за шею и вытолкнул из строя, после чего схватил за челюсть и выразился в его адрес грубой нецензурной бранью, — рассказала РП старший помощник прокурора Омской области Татьяна Бородина, — а когда школьник не подчинился повторно, директор опять оскорбил его на глазах одноклассников, унизив его честь и достоинство.

Родители мальчика обратились в правоохранительные органы, которые, в свою очередь, провели расследование. По результатам проверки прокурор Горьковского района Омской области вынес постановление о возбуждении в отношении директора школы дела об административном правонарушении. Мировой судья признал педагога виновным в правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ (оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, содержащееся в публичном выступлении), и обязал его выплатить штраф в размере 30 тыс. рублей. Директор решение судьи обжаловал в апелляционном порядке, но судебное решение было оставлено без изменения.

«По результатам рассмотрения представления прокуратуры директор образовательного учреждения освобожден от занимаемой должности», — сообщили в пресс-службе прокуратуры.

– Я никогда не слышала от Бориса Васильевича нецензурной брани, — отметила РП одна из бывших учениц педагога. — Наоборот, могу сказать о нем только хорошее. Да, он своеобразный человек, мог обругать нас, если шумели и не были готовы к уроку. Но это было в шуточной форме, никто из моих одноклассников не обижался. Он преподавал у нас историю, был очень увлечен своим предметом. Когда мы выпускались, он сидел с учениками, бывало, и до десяти вечера, помогая готовиться, очень переживал за нас. Предметник он прекрасный, и я с уверенностью могу сказать, что знаю историю, благодаря ему. Для школы он тоже много всего сделал. Раньше наш ремонт заключался только в том, чтобы что-нибудь покрасить. Борис Васильевич «выбил» пластиковые окна, новые двери, компьютеры. Он умел находить спонсоров, пользовался связями. Подчеркиваю: лично я ни разу не слышала от него нецензурных слов. Накричать мог, да. Но не обидно. Я могла бы все это сказать в открытую, не скрывая своего имени, но, поймите, я живу в деревне, и мне здесь жить дальше.

Борис Щедров, учитель истории, принял руководство школой в 2007 году. На сайте учебного учреждения отмечается, что экс-директор в 2007 году стал победителем районного этапа конкурса «Учитель года» и финалистом областного. Кроме того, он является обладателем Президентского гранта.

А учащиеся школы неоднократно становились лауреатами различных конференций: всероссийской по литературе, областной по литературе, областной по геометрии и психологии, областной по алгебре, есть свой призер областного этапа олимпиад по правоведению. Ежегодно дети принимают участие в районных предметных олимпиадах, где занимают призовые места.

Корреспондент РП дозвонилась в школу, в которой проходил педсовет, обсуждающий итоги итоговой аттестации.

– Коллеги, кто-нибудь хочет сказать что–либо в защиту Бориса Васильевича? — Обратился собеседник РП к собравшимся. — Вы знаете, никто не хочет. Наговорились уже. Школа функционирует. Пытаемся забыть и жить дальше. Я думаю, не стоит защищать человека, совершившего этот поступок. Сама школа не виновата, виновато конкретное лицо. Вот аттестация прошла у нас без сбоев. Мальчик, про которого вы спрашиваете, закончил восьмой класс и сейчас проходит летнюю практику.  Это обычный сельский мальчик, не хулиган, не умственно отсталый. Может и подраться, и поработать. Из обычной небогатой семьи. Самый обыкновенный ребенок, грозой школы или известным хулиганом никогда не слыл.

Педагоги, знакомые с конфликтной ситуацией, не оправдывают бывшего директора, но категорично судить отказываются. По их словам, потеря учительского авторитета может привести к «катастрофе школьного масштаба». Детей защищают сразу несколько ведомств и учреждений, а кто защитит учителя?

– Отстранение директора этой школы — тревожный звоночек и, я уверен, негативно отразится на общем фоне в преподавательской деятельности всех учебных заведений. Получается, что неподчинение директору школу, заметьте, не просто предметнику, уже не является местным правонарушением. Мне не нравится говорить «Вот в наше время…», но сказать я так вынужден. Вот в наше время привод к директору был настоящим наказанием. «Тебя вызывают к директору» — вспомните и вздрогните! А здесь ученик в присутствии детей и учителей, которые подчиняются руководителю школы, оскорбил директора тем, что отказался подчиняться ему в рамках учебного процесса: не мусор же его заставляли выносить. Он нарушил школьные правила, не отреагировал на замечание и продолжил клоунаду. Трудно мне найти варианты поведения педагога, чтобы он мог сохранить свой авторитет, учителей просто поставили заложниками системы, — комментирует РП учитель математики Евгений Мартисян.

– Здесь прослеживается стечение сразу нескольких обстоятельств, — говорит РП школьный психолог Ирина Зайцева. — Если абстрагироваться от конкретных персонажей, то картина следующая: строевая репетиция, дети устали и хулиганят, педагог нервничает. Что такое строевая подготовка? Это бесконечные нудные команды, требование их четко и слаженно выполнять. Шаг влево, шаг вправо — неудача и все заново. Если ребенок гиперактивен, то для него подобное мероприятие — настоящая мука. Педагог должен знать об этом и уметь сглаживать конфликт. Волна подростковых суицидов, прокатившаяся по Омской области, заставляет задуматься: так ли уж грубы и бессердечны наши дети.

По словам заместителя директора департамента Информационной политики администрации Омска Виктора Гашеева, регион внедряет систему разрешения конфликтов в школьной среде:

– Администрация организует курсы повышения квалификации для школьных педагогов и психологов. На сегодняшний день обучено более 700 человек, и в 618 школах уже действуют службы медиации, а в 16 сельских районах они созданы в каждой школе. Практика показывает востребованность учителей, родителей, детей в услугах новых специалистов по разрешению конфликтов.  Чаще всего к медиаторам обращаются сами педагоги. Перед министерством образования поставлена задача по дальнейшему развитию службы медиации в системе образования региона. До конца 2016 года такая служба должна появиться в каждой школе Омской области.  

UPD 22.06.2015

Борис Щедров после опубликования материала дал РП свои комментарии.

– Я выставлен перед читателями монстром. Чтобы понять, что есть правда, а, что есть ложь, надо дать возможность людям узнать о данном инциденте с двух сторон. Во–первых, данное событие репетиции проходило не 3 марта 2015 года, а 3 февраля 2015 года, во–вторых, по вопросам шеи, челюсти работал профессиональный областной следственный комитет (и у меня на руках и в прокуратуре есть отказной материал в возбуждении уголовного дела). Когда мальчик при выполнении команды «равняйсь – смирно» смеется и смотрит вниз, что можно там рассматривать? Набор слов «шея, челюсть, грубая нецензурная брань» упоминают только мальчик и его мама, которой на репетиции не было, а также учитель–филолог с набором дисциплинарных взысканий от директора школы за грубые нарушения в работе, которая якобы сидела в закрытом классе и все слышала. Я в суде задал вопрос «Если вы признаете ее слова правдивыми, почему она не вышла, не остановила меня, не защитила ребенка?». Ведь бездействие должно быть тоже наказано. Но суд как будто не слышит меня, хотя в суде и очевидцы этой репетиции отрицают нецензурную брань. 

И мальчик не такой уж обычный сельский мальчик, как о нем написано. В 7 классе он привлекался на административную комиссию за неоднократное воровство. Воровал у учителей из кошельков деньги. Мальчик признался в этом, а мама учителям возвращала деньги. Мама плакала, просила не подавать в полицию заявление. Пожалели мальчика, маму, семью, ведь отец у них официально нигде не работает. Да, мальчишка работящий, к труду приученный, но жестокость, которую он часто видел, переносил на младших, обижал их, ловчил, но старших боялся. Вот такой обычный сельский мальчик.
И дальше в деле все кувырком. Пишут «родители обратились в правоохранительные органы» . Опять поясняю, как было на самом деле. 3 февраля состоялась репетиция, 6 февраля ребенок на физкультуре получает «5», о чем есть запись учителя в журнале, 6 февраля вечером к мальчику домой со слов самого ребенка «приехали старый директор школы Валентенко и местный участковый. Они заставили написать маму заявление, мама этого не хотела. 11 февраля сам участковый на своей машине повез ребенка на экспертизу. Значит, кому – то это было надо.

Может, кому–то нужно это место директора? Но, простите, господа, зачем при этом надо замешивать ребенка? Или все методы хороши? Непорядочно. Мне чуть раньше предлагали уйти по собственному желанию. И я, как человек, который знает и любит свою работу, спросил: «Почему я это должен сделать?». Молчание. Я отвечаю за свои слова: вольностей и грубости я не совершал, грубых нецензурных слов не говорил, тем более, там были еще 10 человек, среди них 2 опрошенных учителя, которых видели все дети. Это хорошая теперь лазейка убирать неугодных, неважно кому, учителей.

Сейчас я уже совсем уверен, раньше еще сомневался, что все, что происходит вокруг меня, сфабриковано. Вытолкнули, но очень грубо. А про школу, что написано на сайте, все полная правда, можно еще много хорошего написать. У нас замечательная школа. Просто обидно до боли за всех учителей, которых вот такие милые дети еще не раз заставят плакать от беспомощности в отдельных ситуациях и полной не защищенности.

  

«Да забирайте!» Далее в рубрике «Да забирайте!»Как и почему специалист органов опеки из Омска изымает детей из неблагополучных семей Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

21 июня 2015, 09:02
Я хочу рассказать правду!!!
Я, Щедров Борис Васильевич, теперь бывший директор МБОУ «Октябрьская СОШ» Горьковского района Омской области, не прячусь, не боюсь назвать своё имя, хотя так же живу в деревне (но за поддержку благодарю и понимаю анонимность) и не могу отмолчаться. Я выставлен перед читателями монстром. Чтобы понять, что есть правда, а, что есть ложь, надо дать возможность людям узнать о данном инциденте с двух сторон. Начнём с самого начала. Цитирую «со слов старшего помощника Прокуратуры Омской области Бородиной Татьяны сказано, что 3 марта 2015 года и т.д. ………..» .Уже в самом начале здесь кувырком, как и всё дело, которое пытались и пытаются на меня повесить. Поясняю: Во-первых, данное событие репетиции проходило не 3 марта 2015 года, а 3 февраля 2015 г. (зачем конкурс строя проводить в марте?); во-вторых, по вопросам шеи, челюсти работал профессиональный областной следственный комитет (и у меня на руках и в прокуратуре есть отказной материал в возбуждении уголовного дела). И грубой нецензурной брани тоже не было, а было только одно слово упоминания цитирую из Постановления мирового судьи судебного участка №4 Горьковского района Омской области Шушура Ю.В. «мужских половых желёз», которое присутствует в названии фильма «Яйца судьбы», данное слово было произнесено не для оскорбления. Когда мальчик при выполнении команды «равняйсь – смирно» смеётся и смотрит вниз, что можно там рассматривать? Набор слов «шея, челюсть, грубая нецензурная брань» - это утверждает только мальчик, его мама (её на репетиции ,конечно, не было) и ещё учитель филолог Уфимцева с набором дисциплинарных взысканий от директора школы за грубые нарушения в работе с классными журналами 10,11,8 классов, которая как будто сидела в закрытом классе и всё слышала. Я в суде задаю вопрос «Если вы признаёте её слова правдивыми, почему она не вышла, не остановила меня, не защитила ребёнка?». Ведь бездействие должно быть тоже наказано. Но суд как будто не слышит меня, хотя в суде и очевидцы этой репетиции отрицают нецензурную брань. И мальчик, не такой уж обычный сельский мальчик, как о нём написано. В 7 классе он привлекался на административную комиссию за неоднократное воровство. Воровал у учителей из кошельков деньги. Мальчик признался в этом, а мама учителям возвращала деньги. Мама плакала, просила не подавать в полицию заявление. Пожалели мальчика, маму, семью, ведь отец у них официально нигде не работает (а чем в таком случае занимаются мужчины в деревне, сами знаете). Да, мальчишка работящий, к труду приученный, но жестокость, которую он часто видел перед глазами, переносил на младших, обижал их, ловчил, но старших боялся. Вот такой обычный сельский мальчик.
И дальше в деле всё кувырком. Пишут «родители обратились в правоохранительные органы» . Опять поясняю, как было на самом деле. 3 февраля 2015 г. – репетиция, 6 февраля ребёнок на физкультуре получает «5», о чём есть запись учителя в журнале, 6 февраля вечером к мальчику домой со слов самого ребёнка « приехали старый директор школы Валентенко и местный участковый и заставили написать маму заявление, мама этого не хотела», далее, 11 февраля сам участковый на своей машине повёз ребёнка на мед. экспертизу. Значит, кому – то это было надо.
Может, кому-то нужно это место директора? Но, простите, господа, зачем при этом надо замешивать ребёнка? Или все методы хороши? Не порядочно. Мне чуть раньше предлагали уйти по собственному желанию. И я ,как человек, который знает и любит свою работу, спросил: «Почему я это должен сделать?» Молчание. Я отвечаю за свои слова: «Вольностей и грубости не совершал, грубых нецензурных слов не говорил, тем более там были ещё 10 человек, среди них 2 опрошенных учителя, которых видели все дети». Только признан правым один человек против остальных. Это хорошая теперь лазейка убирать неугодных , не важно кому, учителей.
И в приказе о расторжении трудового договора(а там в двух дисциплинарных взысканиях, собранных впопыхах тоже есть ляпсусы) нет ни слова о предписании прокуратуры. Но это отдельная история. А вот в словах, которые как будто говорит коллектив учителей в разговоре с корреспондентом, я сразу понял, что это говорит один человек, ведь разговор шёл по телефону. Кто этот человек? Тот, который допускал недопустимое для работника школы, а я его защищал перед коллективом учителей. Я знаю свой коллектив учителей, и в большей его части – это не их слова. Сейчас я уже совсем уверен, раньше ещё сомневался, что всё, что происходит вокруг меня сфабриковано. Вытолкнули, но очень грубо. Но, а про школу, что написано на сайте школы, всё полная правда, можно ещё много хорошего написать. У нас замечательная школа. Просто обидно до боли за всех учителей, которых вот такие милые дети ещё не раз заставят плакать от беспомощности в отдельных ситуациях и полной не защищённости.
24 июня 2015, 11:16
То-то я и смотрю - с чего это на фотографии к статье милые первоклашки, когда натсамом деле в истории фигурирует наглец-восьмиклассник, неоднократно замеченный в дурном поведении, и даже в воровстве денег из кошельков...!?!
Хочется верить что истинна где то рядом, и правда будет отыщена, а справедливость - восстановлена....
23 июня 2015, 10:01
Идиотизм какой-то. У нас по "новому формату" ( который непонятно откуда взялся, кем и с какой целью лоббировался) теперь растят каких-то избалованный "ушлепков", мало того что не приспособленных к дисциплине и общественно-полезному труду, так ещё и окончательно разбалованных из-за своей безнаказанности. Чуть что - сразу начинаются какие-то жалобы, суды и все такое прочее. Причём, сами воспитатели и учителя поставлены в такие условия, при которых они никак не могут пресечь негативное поведение со стороны учеников, зачастую вынуждены идти на поводу у этих самых негодников...!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»